1994 г. О. Романцев: "В игре головой нам нет равных"
Как футболист, он начинал со второй лиги и дошел до сборной страны. И как тренер, в точности повторил этот путь. Что думает 40-летний наставник сборной России и московского “Спартака” о делах футбольных и не только о них.
- Олег Иванович, вы отдаете себе отчет в том, что занимаетесь видом спорта, где мы, скорее всего, никогда не будем лучшими?
- Извините, не согласен. Мы пока еще не все сделали, чтобы попытаться стать лучшими. У нас масса организационных и чисто профессиональных проблем, в силу чего мы пока не можем встать в один ряд с ведущими футбольными державами. Кому-то это покажется смешным, но после недельных сборов где-нибудь в Германии ребята приезжают домой совсем с другим цветом лица. А побудут недельку здесь, потренируются на кочках да в грязи и становятся бледными, раздражительными.
- Вы как-то сказали, что мы ни в чем не уступаем европейским командам: ни в технике, ни в тактике, ни в физической подготовке. Но в чем мы все же проигрываем?
- В настрое, в самоотдаче... В том, в чем раньше всегда превосходили! Раньше - за бесплатно с горящими глазами, а сейчас - за большие деньги с пустым сердцем. И самое горькое, что сами ребята в этом не виноваты, виноваты мы, которые все идеалы разрушили, не создав ничего нового. За что же им теперь биться? Только за деньги остается.
- А почему вы так рано закончили играть? Капитан “Спартака”, сборной Союза и вдруг...
- У меня травма была серьезная, а ковыряться просто так я не привык.
- То есть раньше тоже “в кость” играли?
- Я никогда сзади не бил. В наше время еще существовал какой-то кодекс чести, таких подлых вещей, как сейчас, не было. Сегодня почти в каждой команде есть специальные игроки-провокаторы, которые за спиной судьи могут плюнуть в лицо, за майку схватить, локтем ударить...
- Как вы думаете, откуда все это?
- Его величество Результат! Сегодня выигрыш - это огромные деньги. И чтобы получить их, “работают” с судьями, идут на всевозможные хитрости, как тот же Чернятински из “Андерлехта”, который падает как подкошенный при любом приближении противника.
- А прекратятся ли когда-нибудь эта пресловутая “работа” с судьями, договорные матчи, или это будет всегда?
- Этот вопрос надо задавать не мне, а органам правосудия. Я во всем этом не участвую и не буду участвовать. У нас дошло до того, что некоторые тренеры открыто заявляют: “Давал взятки судьям, даю и буду давать!” А окружающие еще и аплодируют - честный мужик! Хотя по закону такой “смелый” в тюрьме должен сидеть.
- Считается, что на футбольные дела закон не распространяется...
- Почему? Мы тоже часть государства, так же платим налоги и должны подчиняться закону. Никто не должен быть выше закона: ни правительство, ни футболист, ни тренер. Почему за рубежом это возможно, а у нас нет? Ведь отправили же знаменитый “Марсель” за махинации во вторую лигу во Франции, и ничего... Вот вам пример, как надо бороться с негативом в футболе.
- Поговорим теперь об изъянах в игре. Вы согласны, что наши футболисты сильно уступают зарубежным в игре головой?
- Смотря кто. Онопко, например, никому не уступит. Просто у каждой футбольной школы есть свои плюсы и минусы. Англичане играют в основном на “втором этаже”, а мы более приземленно.
- А как мы “думаем” этой головой? С этим все в порядке?
- Я считаю, что в этом мы превосходим многих. Наши думают на поле интереснее, их ходы порой свежее, неожиданнее, чем у многих зарубежных мастеров.
- Общий культурный уровень, интеллект имеют здесь какое-то значение?
- Тут все от конкретного человека зависит. Есть умнейшие ребята, говорящие на нескольких языках, а игру показывают примитивную. А бывает, ограниченный во всех отношениях парень потрясает изощренным приемом.
- Почему у нас так часто игроки восстают против тренера? И, спотыкаясь (по Денису Давыдову), могут голову тренера “об камень расшибить”?
- Прежде всего у нас юридически не определен статус тренера. Многие беды отсюда исходят. А если в команде - бунт, значит, это для тренера предупреждение - что-то не так. И в каждом конкретном случае надо разбираться отдельно. Есть тренеры, которые считают футболистов быдлом. То есть он - великий, а вы - никто, и он может вас оскорблять как угодно. А они прежде всего люди, и люди талантливые, раз играют на таком уровне. И, как минимум, заслуживают уважения и понимания. Поэтому тренер должен быть и психологом, и педагогом.
- Вы видите сейчас в России футбольного гения среди футболистов?
- Не хочу называть фамилии, но у нас есть очень талантливые ребята. А вот как они будут работать, не сломают ли их - вот вопрос.
- Как вы относитесь к употреблению алкогольных напитков футболистами? Некоторые считают, что, например, умеренное употребление пива вкупе с сауной дает даже положительные результаты (шотландцы на чемпионате Европы). Где здесь истина?
- В каждой стране есть определенные традиции. Во Франции пьют больше вина, в Германии - пива. Я думаю, здесь есть и какая-то генетическая предрасположенность к употреблению того или иного напитка. Но там во всем знают меру. У нас с этим сложнее. Русский мужик начинает с пива, потом идет водка, а заканчивает уже Бог знает чем. А так как наши ребята - дети своих отцов и дедов, я к крепким напиткам отношусь очень строго. Хотя настоящий профессионал сам должен регулировать свое состояние: может он выпить кружку пива сегодня или нет.
- Во времена Старостиных игроки встречались в ложах и партере МХАТа и других театров. А сейчас?
- Сейчас бешено возросли нагрузки, и свободного времени очень мало. Это главная причина, почему они там редко бывают. Но к культуре ребята тянутся.
- Остаются карты и девочки?
- Если в пределах разумного, я не против карт. Другое дело - играть на крупные суммы. Тут я говорю категорическое “нет”. А девочки - ради Бога! И конечно же, ненормально, если они в их возрасте не будут этим интересоваться. Беда в другом: при их замкнутой жизни они первое увлечение часто принимают за настоящее чувство. Отсюда много разводов в среде футболистов.
- А как вы сами отдыхаете?
- Пока не было такой возможности, футбол многое мне заменяет. Любил рыбу ловить, но, наверное, лет двадцать на рыбалке не был. Чаще весь день с книжкой могу пролежать на диване. Люблю Чехова и Достоевского.
- Олег Иванович, после матча в Киеве болельщик ностальгически вздохнул: вот настоящий футбольный уровень, от которого мы ушли. Как вы думаете, реально ли сегодня вернуться к общему чемпионату?
- К сожалению, футбол оказался более политизирован, чем другие виды спорта. Если киевляне не едут на Кубок Содружества, это не они в этом виноваты, а политики. В ближайшее время реальнее провести европейское клубное первенство. Такие попытки, кстати, уже делаются: от каждой страны предлагается выставлять по три-четыре сильнейшие команды.
- Вы суеверный человек?
- Очень, как и большинство футболистов. В чем конкретно, не скажу.
- А хотели бы, чтобы ваши сыновья стали футбольными тренерами?
- Нет, такого никому не пожелаешь.
- Олег Иванович, могли бы вы, будучи игроком, отказаться от участия в чемпионате мира?
- Мог бы. Если бы почувствовал, что не готов и буду обузой команде. Я поэтому и играть закончил. Так же и сейчас: как только я почувствую, что у меня нет контакта с футболистами, я тут же подам в отставку.
(Юрий ЗАВАДА Фото ИТАР-ТАСС
"Аргументы и факты", №38, 1994 г.)