Задолженность и банкротство

Предоставление отсрочки (рассрочки) по налогам

В случае если у налогоплательщика есть обязанность по уплате налога, но в настоящее время он не может уплатить этот налог, главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по его уплате.

Отсрочка предполагает уплату налога по истечении срока ее действия, рассрочка – возможность постепенной уплаты суммы задолженности в соответствии с графиком. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена налоговым органом на срок до 1 года. Однако для их получения нужно иметь соответствующие основания, а также представить документы, необходимые для рассмотрения.

Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки, определен главой 9 Кодекса и Порядком изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) либо об отказе в предоставлении принимается в течение 30 рабочих дней со следующего дня после поступления заявления в соответствующий налоговый орган.

Предоставление инвестиционного налогового кредита

Особой формой изменения срока исполнения налоговой обязанности является инвестиционный налоговый кредит, который отличается от отсрочки, рассрочки специфичными основаниями предоставления, сроком переноса налоговых платежей, правилами накопления и погашения налоговой задолженности и причитающихся процентов за пользование кредитом.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, по региональным (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и местным налогам (земельный налог) на срок от одного года до пяти лет, в особых случаях – до 10 лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Согласно ст. 333.40 НК РФ, заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение 1 месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Взыскание задолженности с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и принятие обеспечительных мер

Общая информация

В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок налоговый орган обязан принять меры по взысканию возникшей задолженности в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

В случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в срок, установленный в этом требовании, налоговый орган начинает процедуру взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии со статьями 46 и 47 Кодекса.

Процедура бесспорного взыскания представляет собой взыскание задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и за счет иного имущества должника.

Данные процедуры взыскания осуществляются последовательно одна за другой.

Первоначально налоговым органом осуществляется взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств.

Налоговый орган в случае неисполнения (частичного исполнения) требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа формирует (программными средствами) решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах в банках по установленной форме.

В качестве обеспечения исполнения решения о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках, а также электронных денежных средств одновременно налоговым органом приостанавливаются операции по счетам налогоплательщика и перевод электронных денежных средств.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах, налоговый орган осуществляет взыскание за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, путем принятия соответствующего решения и направления судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов для совершения исполнительных действий.

В качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика налоговым органом может производиться арест имущества.

В случае пропуска сроков применения налоговыми органами мер принудительного взыскания (за счет денежных средств налогоплательщика и за счет иного имущества должника) дальнейшее взыскание возможно только в судебном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Порядок взыскания задолженности с налогоплатильщика

При выявлении недоимки у налогоплательщика (в том числе в случае утраты права на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам и задолженности по начисленным пеням, прекращения действия отсрочки, рассрочки, расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите) налоговый орган формирует программными средствами документ о выявлении недоимки, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 №ММВ-7-8/662@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2012 № 26179), который хранится в электронном виде в налоговом органе.

Документ о выявлении недоимки у налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) – организаций, индивидуальных предпринимателей или ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН) формируется не позднее 10 календарных дней со дня наступления срока уплаты налога (сбора).

В случае непоступления в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, налоговой декларации (расчета) документ о выявлении недоимки формируется не позднее 10 календарных дней со дня поступления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).


Пунктом 1 статьи 70 Кодекса установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

В случае если сформировано несколько документов о выявлении недоимки, образовавшейся из-за неуплаты налогов (сборов) в пределах 10 календарных дней (двух месяцев), то требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа формируется на основании всех вышеуказанных документов о выявлении недоимки.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемое налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в двадцатидневный срок с даты вступления в силу соответствующего решения.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа заполняется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 №ММВ-7-8/662@

Один экземпляр требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа передается соответственно руководителю организации (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Порядком направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 Кодекса).

Второй экземпляр требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа с подписью руководителя (законного или уполномоченного представителя) налогоплательщика и с указанием даты его вручения или с документом, подтверждающим дату направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по почте заказным письмом, хранится в налоговом органе.

Срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемого налогоплательщику, устанавливается не менее 8 рабочих дней с даты получения данного требования налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.


Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках формируется в случае неисполнения (частичного исполнения) требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках принимается налоговым органом не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств (далее – решение о взыскании) заполняется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 №ММВ-7-8/662@. Первый экземпляр решения о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее шести рабочих дней после вынесения решения о взыскании, второй экземпляр хранится в налоговом органе.

Решения о взыскании, принимаемые налоговыми органами в случае неисполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного налогоплательщику по результатам налоговых проверок, либо в соответствии с пунктом 23 статьи 176.1 и пунктом 13 статьи 204 Кодекса, формируются отдельно.

1 день. Налоговый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем вынесения решения о взыскании, направляет в банк на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 29.12.2010 № 365-П «о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.01.2011 № 19602) поручение налогового органа на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа и с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

В случае направления налоговым органом поручений на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации на несколько счетов налогоплательщика, общая сумма вышеназванных поручений налогового органа должна соответствовать сумме задолженности налогоплательщика, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании (в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа и с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации, индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств, путем направления в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) – организации, индивидуального предпринимателя в банке.

При поступлении в налоговый орган информации об отсутствии (недостаточности) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка в соответствии со статьей 60 Кодекса, а также сведений об отсутствии денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса, налоговый орган не позднее следующего дня направляет в банк поручение на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банке.

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств должно содержать указание реквизитов корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика, с использованием которого должен быть осуществлен перевод электронных денежных средств, указание подлежащей переводу суммы, а также реквизитов счета налогоплательщика, на который должны быть переведены электронные денежные средства. В случае отсутствия на этом счете налогоплательщика поручений налогового органа на списание и перечисление сумм налога, сбора, пени, штрафа, процентов в бюджетную систему Российской Федерации, необходимо ранее выставленные поручения на списание и перечисление перенаправить на этот расчетный счет налогоплательщика.

В случае возврата банком по причине ненадлежащего оформления соответствующего поручения, налоговый орган исправляет ошибки и не позднее дня, следующего за днем возврата, и направляет в банк поручение на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему Российской Федерации или на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента)- организации, индивидуального предпринимателя в банке.

В случае возврата банком поручений налоговых органов по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета или корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика, взыскание осуществляется с иных счетов и корпоративных электронных средств платежа налогоплательщика в банке (в т.ч. с вновь открытых) путем направления соответствующего поручения.

В случае получения налогоплательщиком права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам, сборам и начисленным пеням и штрафам, предоставления отсрочки, рассрочки, заключения договора об инвестиционном налоговом кредите решение о взыскании отменяется, поручения налоговых органов из банков отзываются в срок не позднее трех рабочих дней со дня предоставления права на реструктуризацию, отсрочки (рассрочки), заключения договора об инвестиционном налогов кредите или после поступления в налоговый орган информации о предоставлении права на реструктуризацию, предоставления отсрочки (рассрочки) и заключения договора об инвестиционном налоговом кредите.

В случае недостаточности или отсутствия денежных средств на расчетных счетах и корпоративных электронных средствах платежа налогоплательщика для исполнения решения о взыскании за счет, налоговый орган вправе приостановить (отозвать) не позднее дня, следующего за днем поступления в соответствии со статьями 76 и 86 Кодекса информации от банка о наличии денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика, ранее выставленные на эти счета поручения и перенаправить их на те расчетные счета и корпоративные электронные средства платежа налогоплательщика, в т.ч. и на вновь открытые, на которых достаточно средств для исполнения соответствующего решения о взыскании, в срок до принятия налоговым органом в соответствии со статьей 47 Кодекса решения о взыскании за счет имущества должника либо до истечения срока принятия решения о взыскании за счет имущества должника (один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 11 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, направленного ответственному участнику КГН, но не позднее шести месяцев после истечения указанного срока. В решении о взыскании перечисляются все участники КГН.

При этом взыскание налога за счёт денежных средств на счетах в банках в первую очередь в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Кодекса производится за счёт денежных средств ответственного участника КГН, путём направления поручений налогового органа на списание и перечисление сумм налога, сбора, пени, штрафа, процентов в бюджетную систему Российской Федерации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа и с учётом сумм, уплаченных ответственным участником КГН.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 статьи 46 Кодекса при недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах в банках у ответственного участника КГН для взыскания всей суммы налога взыскание оставшейся невзысканной суммы налога производится за счёт денежных средств в банках последовательно у всех остальных участников этой группы, при этом налоговый орган самостоятельно определяет последовательность такого взыскания на основании имеющейся у него информации о налогоплательщиках. Основанием для взыскания налога в данном случае является требование, направленное ответственному участнику КГН.

В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств на счетах в банках участника КГН при взыскании налога в порядке, предусмотренном вышеуказанным подпунктом, взыскание оставшейся невзысканной суммы производится за счёт денежных средств в банках у любого иного участника этой группы.

В целях наиболее эффективного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации последовательность взыскания в соответствии с подпунктом 2 пункта 11 статьи 46 Кодекса определяется налоговым органом самостоятельно.

При уплате налога, в том числе частично, одним из участников КГН процедура взыскания в уплаченной части прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 11 статьи 46 Кодекса.

При поступлении в налоговый орган информации об отсутствии (недостаточности) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка в соответствии со статьей 60 Кодекса или сведений об отсутствии денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса, налоговый орган не позднее следующего дня направляет в банк поручение в отношении участника КГН (в рамках действующего решения о взыскании за счёт денежных средств на счетах в банках).

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается:

  • по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с пунктом 6 статьи 64 Кодекса;
  • при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках;
  • по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления действия соответствующего поручения.

Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) - организаций или индивидуальных предпринимателей или поручений на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) - организаций или индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему Российской Федерации в случаях:

  • изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 Кодекса;
  • исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных настоящим Кодексом процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со статьей 78 Кодекса;
  • списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренных главой 9, а также статьей 176.1 Кодекса, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со статьей 59 Кодекса;
  • уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со статьей 81 Кодекса;
  • поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 76 и пунктом 2 статьи 86 Кодекса в целях взыскания по принятому в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса решению о взыскании.


Приостановление операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств в соответствии со статьей 76 Кодекса.

Налоговый орган одновременно с принятием решения о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика по всем его счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение о приостановлении) в соответствии со статьей 76 Налогового Кодекса.

В целях обеспечения возможности исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с решением о принятии обеспечительных мер налоговый орган принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента по всем его счетам в банке в порядке, предусмотренном статьей 76 Кодекса только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 10 статьи 101 Кодекса).

Решение о приостановлении заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@

Копия решения о приостановлении передается налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения копии данного решения налогового органа.

  1. При направлении решения о приостановлении в электронном виде в соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 29.12.2010 № 365-П «о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.01.2011 № 19602) по телекоммуникационным каналам связи, решение формируется в налоговом органе в соответствии со статьей 76 Кодекса, подписывается и регистрируется как бумажный документ в установленном порядке. После подписания решения выполняется его формирование в электронном виде, заверение электронной цифровой подписью и отправление в МИ ФНС России по ЦОД для направления в банк. Бумажный экземпляр решения подшивается в дело налогоплательщика.
  2. Решение о приостановлении принимается на общую сумму, указанную в решении о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, и направляется в соответствующий банк не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, в отношении каждого открытого счета налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.
  3. В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 Кодекса решение о приостановлении операций налогоплательщика по всем его счетам в банке принимается на сумму разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, на которое наложен запрет на отчуждение (передачу в залог).
  4. Налоговый орган не позднее одного дня, следующего за днем получения документов (их копий), подтверждающих факт исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, сбора, пени и штрафа, исполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом, а также при наличии основания, предусмотренного пунктом 11 статьи 101 Кодекса, принимает решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение об отмене приостановления).
  5. Решение об отмене приостановления заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@.
  6. Копия решения об отмене приостановления налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке передается налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения копии данного решения налогового органа.

При направлении решения об отмене приостановления в электронном виде в соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 29.12.2010 № 365-П по телекоммуникационным каналам связи, решение формируются в налоговом органе в соответствии со статьей 76 Кодекса, подписывается и регистрируется как бумажный документ в установленном порядке. После подписи решения выполняется его формирование в электронном виде и отправка в МИ ФНС России по ЦОД для направления в банк. Бумажный экземпляр решения подшивается в дело налогоплательщика.

При направлении решения о приостановлении и решения об отмене приостановления в электронном виде, направление их в бумажном виде не допускается.

В соответствии с пунктом 9 статьи 76 Кодекса, при получении заявления налогоплательщика об отмене приостановления с указанием счетов и корпоративных электронных средств платежа, на которых имеется достаточно средств для исполнения решения налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, при условии, что общая сумма денежных средств должника, находящихся на счетах и корпоративных электронных средств платежа, операции по которым были приостановлены на основании соответствующего решения, превышает указанную в решении сумму, налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения такого заявления принять решение об отмене приостановления в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении.

При отсутствии документов, подтверждающих наличие денежных средств на счетах и электронных денежных средств, указанных в заявлении об отмене приостановления, до принятия решения об отмене приостановления налоговый орган в течение дня, следующего за днем получения соответствующего заявления должника, направляет в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета и корпоративные электронные средства платежа, запрос об остатках денежных средств на этих счетах и электронных денежных средств.

После получения от банка подтверждающей информации о наличии денежных средств, достаточных для исполнения решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, в течение двух рабочих дней принимается решение об отмене приостановления.

В целях исполнения решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств налоговый орган при получении информации от банка в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса, а также до принятия решения об отмене приостановления в соответствии с пунктом 9 статьи 76 Кодекса, приостанавливает действие ранее направленных в рамках действующего решения поручений налоговых органов и в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от банка информации о наличии достаточных денежных средств на счете и электронных денежных средств, направляет поручения на те счета и корпоративные электронные средства платежа налогоплательщика, на которых достаточно средств для исполнения указанного решения.

В случае, когда отмена приостановления операций осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами в порядке пункта 9.1 статьи 76 Кодекса, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления не требуется.

В случае отмены (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств одновременно с этим принимается решение об отмене приостановления.

В случае приостановления исполнения (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств решение об отмене приостановления не принимается, действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках не приостанавливается (за исключением случаев, когда имеется прямое указание суда на осуществление соответствующих действий).

Приостановление операций по счетам участников КГН в банке в соответствии с пунктом 13 статьи 76 Кодекса производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на денежные средства на счетах в банках в соответствии с пунктом 11 статьи 46 Кодекса.


Наложение ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента в соответствии со статьей 77 Кодекса.

Статья 77 Кодекса предусматривает наложение налоговыми органами ареста на имущество в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Указанный арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора и является временным ограничением права собственности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в целях обеспечения налоговых обязательств.

Арест имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в качестве способа обеспечения решения о взыскании налога производится при одновременном наличии двух условий:

  • Неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в установленный срок обязанности по уплате налога; Достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.
  • Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается налоговым органом после получения информации от банков о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках в виде соответствующего постановления по форме согласно Приложению №1 к приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в 3-х экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, вынесшего указанное постановление, для решения вопроса о санкционировании ареста.

Налоговые органы обязаны предоставить все документы, подтверждающие обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик (должностные лица налогоплательщика) предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество прокурору.

При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.

Постановление должно предусматривать предупреждение налогоплательщика об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры.

При отказе в выдаче санкции по причине несоблюдения формы постановления, после внесения соответствующих исправлений налоговым органом, постановление подлежит повторному направлению в орган прокуратуры.

В случае отказа в даче санкции прокурором по иным основаниям, налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику либо его представителю лично под расписку либо направляет его по почте заказным письмом.

Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества по форме, согласно приложению № 2 к приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@. В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте.

В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.

В протоколе должно быть отражено о предупреждении налогоплательщика об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

При производстве ареста необходимо учитывать, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа. Аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога, сбора, пени, штрафа.

При невозможности определения балансовой стоимости имущества его стоимость определяется должностным лицом, производящим арест, с учетом мнения специалиста (при участии такового в произведении ареста) или специализированной организации.

При необходимости к производству ареста могут быть привлечены сотрудники органов внутренних дел в качестве лиц, обеспечивающих безопасность должностных лиц налогового органа, производящих арест.

Арест имущества производится с участием понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

Сотрудник налогового органа, производящий арест, обязан в устной форме разъяснить права и обязанности лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику (его представителю).

Протокол подписывается сотрудником налогового органа, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в произведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол сотрудник налогового органа отражает данный факт в протоколе.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику (его представителю) под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Основанием для отмены решения об аресте имущества является:

  • решение должностного лица налогового органа об отмене ареста;
  • решение вышестоящего налогового органа;
  • судебный акт;
  • наложение судебным приставом-исполнителем ареста на тоже самое имущество при исполнении исполнительного документа о взыскании обязательных платежей;
  • заключение договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса.

Решение об отмене ареста принимается не позднее дня, следующего за днем получения от налогоплательщика документов, подтверждающих уплату налога, либо соответствующих решений налогового органа, постановления судебного пристава-исполнителя или вступления в законную силу решения суда.

Решение об отмене ареста оформляется постановлением по форме согласно приложению № 3 к приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@. Данное постановление в течение трех рабочих дней рабочих дней направляется (вручается) в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти рабочих дней после дня принятия данного решения.

В соответствии с пунктом 15 статьи 77 Кодекса арест имущества участников КГН производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 Кодекса.


Взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) в соответствии со статьей 47 Кодекса.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика или отсутствии информации о счетах, налоговый орган принимает решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) (далее – решение о взыскании за счет имущества) в соответствии со статьей 47 Кодекса.

Решение о взыскании за счет имущества заполняется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@ и хранится в налоговом органе. Копия решения о взыскании за счет имущества доводится до сведения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента.

Решения о взыскании за счет имущества, принимаемые налоговыми органами в случае неисполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного налогоплательщику по результатам налоговых проверок и неисполненных поручений налогового органа на списание и перечисление сумм налога, сбора, пени, штрафа, процентов в бюджетную систему Российской Федерации, либо в соответствии с пунктом 23 статьи 176.1 и пунктом 13 статьи 204 Кодекса, формируются отдельно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Кодекса решение о взыскании за счет имущества налогоплательщика принимается налоговым органом в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

В 3-хдневный срок после принятия решения о взыскании за счет имущества налогоплательщика налоговый орган направляет судебному приставу-исполнителю соответствующее постановление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@. В случае принятия решения о взыскании за счет имущества налогоплательщика, в целях предотвращения двойного взыскания налога, сбора, пени, штрафа, налоговый орган при получении от судебного пристава – исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках, приостанавливает действие поручений налогового органа и сообщает об этом соответствующему банку.

В случае предоставления должнику права на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам и начисленным пеням и штрафам, предоставления отсрочки, рассрочки, заключения договора об инвестиционном налоговом кредите, суммы которых взыскивались судебным приставом-исполнителем, налоговый орган принимает решение об отмене ранее вынесенного решения о взыскании за счет иного имущества налогоплательщика и отзывает постановление из соответствующего структурного подразделения территориального органа ФССП России.

В соответствии с пунктом 11 статьи 47 Кодекса взыскание налога на прибыль организаций по КГН, соответствующих пеней и штрафов за счёт имущества участников этой группы производится в первую очередь за счёт имущества ответственного участника этой группы, а при недостаточности (отсутствии) имущества у ответственного участника КГН, взыскание налога производится у иных участников этой группы.

При этом решение о взыскании за счёт имущества должника принимается в порядке статьи 47 Кодекса отдельно в отношении каждого участника КГН.

Взыскание в судебном порядке

В судебном порядке в Российской Федерации производится взыскание задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также с определенной категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок взыскания задолженности с налогоплатильщика

Взыскание налогов с налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) – организации, индивидуального предпринимателя в судебном порядке в соответствии со статьей 45 Кодекса.

Не позднее 30 календарных дней после истечения срока уплаты по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа налоговый орган формирует список налогоплательщиков, у которых открыт лицевой счет для учета операций по исполнению бюджета, и имеющих задолженность по обязательным платежам, непогашенную после направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, для взыскания задолженности в судебном порядке в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Кодекса.

В целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведенной налоговой проверки, числящейся более трех месяцев:

  • за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий);
  • за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
  • за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества основному (преобладающему, участвующему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки;
  • за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества зависимому (дочернему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки.

Если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что выручка за реализуемые товары (работы, услуги) поступает на счета нескольких организаций или если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества нескольким основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), взыскание недоимки производится с соответствующих организаций пропорционально доле поступившей им выручки за реализуемые товары (работы, услуги), доле переданных денежных средств, стоимости иного имущества.

Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям) были произведены через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе в случае, если участники указанных операций не являются основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями).

Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества производятся организациям, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка.

При применении положений настоящего подпункта взыскание может производиться в пределах поступившей основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), организациям, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка, выручки за реализуемые товары (работы, услуги), переданных денежных средств, иного имущества.

Стоимость имущества в указанных в настоящем подпункте случаях определяется как остаточная стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете организации на момент, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки.

Соответствующие материалы передаются в юридический отдел для взыскания задолженности в судебном порядке в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса.

Не позднее 30 календарных дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного налогоплательщику – организации (индивидуальному предпринимателю) в результате изменения юридической квалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика, соответствующие материалы передаются в юридический отдел для взыскания задолженности в судебном порядке в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 45 Кодекса.

Квалификация налоговым органом сделки мнимой (притворной), заключенной между налогоплательщиком и его контрагентами, возможно только по результатам проведения контрольных мероприятий.

Сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам, мнимые и притворные сделки являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положений статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При установлении в ходе налоговой проверки факта занижения налоговой базы вследствие неправильной юридической квалификации налогоплательщиком совершенных сделок и оценки налоговых последствий их исполнения налоговый орган, руководствуясь подпунктом 3 пункта 2 статьи 45 Кодекса, вправе самостоятельно осуществить изменение юридической квалификации сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика и обратиться в суд с требованием о взыскании доначисленных налогов (начисленных пеней, штрафов).

Налоговый статус и характер деятельности налогоплательщика связан с переходом с одного режима налогообложения на другой, предусматривающий возникновение у налогоплательщика иных прав и обязанностей по исчислению налогов.

С организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.


Взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов с налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в судебном порядке - в случае пропуска налоговым органом срока на бесспорное взыскание указанных сумм.

Принятое по истечении указанного в пункте 3 статьи 46 Кодекса двухмесячного срока решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств считается недействительным и исполнению банком не подлежит.

В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В шестимесячный срок на подачу налоговым органом в арбитражный суд иска о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (сбора), пеней и штрафа включаются и 2 месяца на взыскание соответствующих сумм за счет денежных средств налогоплательщика, а также электронных денежных средств.

При пропуске срока принятия решения о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафа за счет иного имущества с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, установленного пунктом 1 статьи 47 Кодекса, взыскание причитающихся к уплате сумм с указанных налогоплательщиков может производиться только в судебном порядке путем подачи налоговым органом искового заявления в арбитражный суд. В таком случае взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда в соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В случае отмены по формальным признакам мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, принятых налоговым органом в соответствии со статьями 46 и 47 Кодекса, налоговый орган осуществляет взыскания сумм задолженности в судебном порядке путем направления искового заявления в арбитражный суд. Исполнительный лист арбитражного суда предъявляется судебному приставу–исполнителю для исполнения.

Процедура взыскания задолженности

Процедура взыскания задолженности по обязательным платежам в Российской Федерации осуществляется двумя способами:

  • в бесспорном
  • в судебном порядке

В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком (юридическим или физическим лицом) налога в установленный срок налоговый орган обязан принять меры по взысканию возникшей задолженности в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В обоих случаях налоговым органом формируется программными средствами документ о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента по установленной форме.

На основании документа о выявлении недоимки налогоплательщику (физическому или юридическому лицу) направляется требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Процедура бесспорного взыскания представляет собой взыскание задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и за счет иного имущества должника.

Данные процедуры взыскания осуществляются последовательно одна за другой:

  1. Первоначально налоговым органом осуществляется взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств.
  2. В качестве обеспечения исполнения решения о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках, а также электронных денежных средств одновременно налоговым органом приостанавливаются операции по счетам налогоплательщика и перевод электронных денежных средств.
  3. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах, налоговый орган осуществляет взыскание за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, путем принятия соответствующего решения и направления судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов для совершения исполнительных действий.
  4. В качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика налоговым органом может производиться арест имущества.

Вышеизложенный порядок относится к процедуре бесспорного взыскания задолженности по обязательным платежам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В судебном порядке в Российской Федерации производится взыскание задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также с определенной категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах

В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание

В соответствии со статьей 59 Налогового кодекса безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

  • ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  • признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
  • смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
  • принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
  • вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки, если через пять лет с даты ее образования ее размер в совокупности с размером задолженности по пеням и штрафам, относящимся к этой недоимке, не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения дела о банкротстве;
  • Также признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии со статьей 59 Кодекса суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные статьей 59 Кодекса, утвержден приказом ФНС России от 19.08.2013 № ЯК-7-8/393@.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 Кодекса.

Взыскание задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Налоговым органом формируется программными средствами документ о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента по установленной форме.

На основании документа о выявлении недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

В случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в срок, установленный в этом требовании, налоговый орган начинает процедуру взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

Взыскание задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется по двум условиям:

  • наличие у должника неисполненной обязанности в размере, превышающем 3000 рублей;
  • истечение трехлетнего срока исполнения требования об уплате, в случае если общая сумма неуплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней, штрафов не превышает 3000 рублей

В данных случаях заявление о взыскании за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подаётся налоговым органом в суд при наступлении одного из вышеуказанных условий.

Взыскание на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Получить информацию о состоянии расчетов с бюджетом, а также оплатить как текущие начисления так и задолженность Вы можете воспользовавшись сервисом "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц".

Порядок взыскания задолженности с налогоплатильщика

  1. Документ о выявлении недоимки у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, формируется не позднее 10 дней после истечения всех сроков уплаты, указанных в «едином» налоговом уведомлении.
  2. Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

    Срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемого налогоплательщику, устанавливается не менее 8 рабочих дней с даты получения данного требования налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

  3. В случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Кодекса налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа (по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании соответствующих сумм за счет имущества данного физического лица (в том числе денежных средств на счетах в банках и наличных денежных средств) в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (сбора), пеней и штрафа.

    По истечении срока исполнения всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, неисполненных физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд, в случае превышения общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с этого физического лица 3 000 рублей, заявление о взыскании за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

    Не позднее дня подачи заявления о взыскании в суд копия заявления направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

    Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

    Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

    При расчете размера задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, подлежащей взысканию в соответствии со статьей 48 Кодекса, по условию «меньше» или «больше» 3 000 рублей из общего размера исключается:

    • задолженность, право на взыскание которой налоговым органом утрачено;
    • задолженность, срок исполнения которой изменен в связи с предоставлением налогоплательщику отсрочки (рассрочки);
    • задолженность, приостановленная к взысканию по решению суда, вышестоящего налогового органа, в соответствии с пунктом 15.1 статьи 101 Кодекса;
    • задолженность, в отношении которой направлены заявления в суд общей юрисдикции.

    Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

    В порядке обеспечения требования к заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика.

    Взыскание налога на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 6 статьи 48 Кодекса, согласно которому со дня наложения ареста на имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов не начисляются.

    Взыскание налога (сбора), пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении имущества должника в соответствии с пунктом 5 статьи 48 Кодекса.

    Обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 04.03.2013 № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения статьи 48 Кодекса применяются к правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после дня вступления в силу статьи 2 Федерального закона № 20-ФЗ (04.04.2013).

    В отношении требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленным налогоплательщикам до вступления в силу статьи 2 Федерального закона от 04.03.2013 № 20-ФЗ (04.04.2013), действует старая редакция статьи 48 Кодекса.

    Банкротство

    Роль ФНС России при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

    Федеральная налоговая служба в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» и от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

    Вместе с тем, в соответствии с п. 7, 8 Положения о порядке представления Федеральной налоговой службой в делах о банкротстве банков прав требования к банку, перешедших к государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам, утвержденного приказом Минфина России от 12.04.2005 № 56н и постановлением Правительства от 14.10.2004 N 548 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" ФНС России осуществляет права конкурсного кредитора по включенным в реестр требованиям Агентства на собрании кредиторов, а также на заседании комитета кредиторов банка через своего представителя.

    Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирование порядка и условий осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

    Несостоятельность (банкротство)

    В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом или самим должником.

    Процедуры банкротства

    В отношении должника может быть введена одна из предусмотренных законом процедур:

    • наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (Глава IV Закона о банкротстве);
    • финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (Глава V Закона о банкротстве);
    • внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (Глава VI Закона о банкротстве);
    • конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (Глава VII Закона о банкротстве);
    • мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами (Глава VIII Закона о банкротстве);

    Ликвидация юридического лица

    Процесс банкротства завершается либо ликвидацией должника-юридического лица (Пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что моментом завершения ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц), либо удовлетворением требований кредиторов.

    Взаимодействие с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (СРО АУ)

    В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.04 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом устанавливается Минэкономразвития России.

    В целях реализации пункта 11 вышеуказанного постановления приказом Минэкономразвития России от 19.10.2007 №351 «Об утверждении Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом» утвержден порядок выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, СРО АУ при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (далее – Порядок выбора).

    Решение о выборе СРО при подаче в арбитражный суд заявления о признании банкротом стратегических предприятия или организации принимается уполномоченным органом в соответствии с Порядком выбора, если иное не установлено решением Правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2006 №301 «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса».

    Формирование списков СРО

    В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО, содержащих указание на возможность представлять во всех субъектах Российской Федерации кандидатуры арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий или должников первой группы, формирует федеральный список СРО по Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий и должников первой группы.

    В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных монополий.

    В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО формирует региональные списки СРО по субъектам Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами финансовых организаций, должников второй и третьей групп, отсутствующих должников в соответствии с указанными СРО субъектами Российской Федерации, в которых они готовы представлять кандидатуры арбитражных управляющих - своих членов.

    При формировании региональных списков для подачи заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников уполномоченный орган вправе учитывать эффективность реализации процедур банкротства отсутствующих должников, в том числе в части понесенных расходов на проведение соответствующих процедур и результатов завершения соответствующих процедур, и иные критерии для включения СРО в соответствующий региональный список по соответствующему субъекту Российской Федерации.

    СРО включается в соответствующие федеральный и (или) региональные списки с присвоением СРО очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления СРО в ФНС России.

    Изменения в федеральный и региональные списки вносятся ФНС России с первого числа первого месяца каждого квартала на основании уведомлений СРО, поступивших в ФНС России не позднее первого числа последнего месяца предыдущего квартала.

    Выбор СРО

    В соответствии с п.4.1. Порядка разграничения полномочий, установленных порядком выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, утвержденного приказом ФНС России от 20.08.2012 № ММВ-7-8/564@ «О разграничении полномочий, установленных порядком выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России», выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявлений о признании банкротами должников всех групп и категорий, осуществляется центральным аппаратом ФНС России.

    При подаче заявления уполномоченного органа в отношении стратегических предприятия или организации, субъекта естественной монополии или должника первой группы ФНС России выбирает СРО из федерального списка.

    При подаче заявления уполномоченного органа в отношении финансовой организации, должника, относящегося ко второй или третьей группе должников, отсутствующего должника, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, ФНС России выбирает СРО из регионального списка для данной группы или категории должников по соответствующему субъекту Российской Федерации.

    При подаче заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников СРО из соответствующего регионального списка указывается в десяти заявлениях уполномоченного органа до перехода к СРО под следующим порядковым номером регионального списка.

    Согласование проекта решения о подаче заявления уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом) оформляется письмом ФНС России в адрес управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

    Выбор СРО в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 № 219, в отношении организаций всех групп и категорий осуществляется центральным аппаратом ФНС России в соответствии с пунктом 7 Порядка выбора СРО, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19.10.2007 №351.

    Исключение СРО из списков

    СРО исключается по решению уполномоченного органа из соответствующих списков в случае исключения СРО из единого государственного реестра СРО АУ, а также на основании заявления СРО о невозможности предоставления кандидатур арбитражных управляющих - своих членов - в субъекте Российской Федерации и (или) в отношении определенной группы или категории должников.

    Неучет СРО

    Решение о неучете СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее - решение о неучете СРО) принимается ФНС России при наличии оснований, указанных в п.11 Порядка выбора, в соответствии с которым основаниями для принятия уполномоченным органом решения о неучете СРО являются:

    • отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
    • причинение неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве обязанностей имущественного ущерба Российской Федерации как кредитору;
    • привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве или к административной ответственности в форме дисквалификации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
    • однократное непредставление кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа;
    • непредставление арбитражным управляющим, утвержденным в деле о банкротстве, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства для регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.

    Решение о неучете СРО принимается уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО.