Транспортный налог физических лиц с 2015 года


В перечень налогов, сборы от которых поступают в бюджеты регионов, входит транспортный налог. Налогоплательщиками данного налога являются граждане, предприятия (учреждения), на которых зарегистрированы, соответственно, транспортные средства. Если налогоплательщиком является физическое лицо, то сумма налога исчисляется налоговой службой; если налогоплательщик – юридическое лицо, то все расчёты по данному налогу осуществляются им самостоятельно.

На какие виды собственности распространяются данные сборы? Транспортный налог (далее иногда ТН) обязаны оплатить владельцы автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, снегоходов, мотосаней, автобусов, теплоходов, самолётов, вертолётов, яхт, парусных судов, катеров и моторных лодок. Если транспортное средство находится в угоне, а собственник может подтвердить соответствующими документами факт его угона или кражи, то оно данным нал-гом не облагается.

Исчисление суммы транспортного налога в 2015 году

Для физических лиц ТН рассчитывается по окончании каждого календарного года, то есть в 2014 году граждане оплатили данный налог за то транспортное имущество, которое было на них зарегистрировано в течение 2013 года.

Размер налога = Налоговая база * Ставка налога * t / 12

За налоговую базу принимаются следующие величины:

  • мощность двигателя (лошадиные силы), если транспорт имеет двигатель;
  • паспортная статическая тяга (цитата взята из закона) реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлёте в земных условиях (килограмм-сила);
  • единица транспортного средства (водного и воздушного), если оно не имеет двигателя;
  • валовая вместимость (регистровая тонна), если транспорт является водным несамоходным (буксируемое судно).

Величина ставки налога устанавливается местными органами власти на основании общероссийских ставок. При этом изменения налоговых ставок (увеличение или уменьшение) не должны превышать десятикратного размера установленной базы. Так, например, в Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, а также в Чеченской Республике ставка нал-га равна нулю для автомобилей, мощность которых не превышает 150 л. сил. В Свердловской и Оренбургской областях, в Кабардино-Балкарии освобождены от уплаты нал-га владельцы автомобилей с двигателем до 100 л. сил. В то же время в Санкт-Петербурге применяется максимальная, десятикратная общероссийская ставка налога.

Налоговым кодексом допускается дифференциация налоговых ставок в субъектах России с учётом «возраста» транспортного средства и его экологичности. Однако на практике такая дифференциация осуществляется довольно редко.

На примере ТН на легковые автомобили можно увидеть, насколько различается размер ставки по регионам (в рублях):

мощность Ар-
хан-
гель-
ская обл.
Вол-
го-
град-
ская обл.
За-
бай-
каль-
ский край
Ива-
но-
вская обл.
Ка-
ре-
лия
Чуко-
тка
Твер-
ская обл.
Мос-
ков-
ская обл.
Санкт-
Петер-
бург
до 100 л. сил включительно
147,5 рубл.510 руб.6510 руб.724
от 100 непоср-но до 150
л. сил включ-но
2417,57 руб.1730721 рубл.2935
от 150 до, соотв-но 200 л. сил включ-но
503515 руб.205010 руб.
304350 руб.
от 200 уже до 250 л. сил включ-но
7567,525 рубл.507515 рубл.457275
свыше непосред-но 250 л.сил15015050 руб.10015030 руб.90143150

Ещё одним критерием определения размера нал-га является количество месяцев, в течение, собственно, которых транспортное средство было непосредственно зарегистрировано на налогоплательщика. В приведённой выше формуле буквой t обозначается число месяцев владения, например, автомобилем. Соответственно, в этой же формуле, в знаменателе число 12 отражает количество месяцев в году.

Заметим, что месяц регистрации, а также снятия с учёта принимается за полный месяц. Например, если автомобиль зарегистрирован в МРЭО ГИБДД (Госавтоинспекции) 20 января 2014 года, а снят с регистрации 8 декабря 2014 года, то число месяцев владения автомобилем (t) будет равно 12. Если же регистрация и снятие с учёта произошли в течение всего лишь одного календарного месяца, то в расчёте t принимается за один месяц.

Есть ли в 2015 году льготы по транспортному налогу?

Региональные власти вправе устанавливать льготы по уплате ТН. Для получения установленных в конкретном регионе льгот необходимо предоставить в налоговую службу по месту жительства соответствующее заявление и документы, подтверждающие право на льготы.

В Санкт-Петербурге, например, освобождены от уплаты транспортного нал-га следующие категории налогоплательщиков:

  1. Герои Советского Союза, России;
  2. Герои Соц. Труда;
  3. ветераны ВОВ и военных действий;
  4. конечно же, инвалиды I и II групп;
  5. родители детей-инвалидов;
  6. граждане, подвергшиеся радиации на катастрофе в Чернобыле;
  7. владельцы автомобилей до 1990 года выпуска и мощностью до 80 л. с.

Кроме того, все пенсионеры имеют льготу в виде 30%-скидки, то есть они оплачивают 70% от суммы транспортного нал-га.

В Москве и, соответственно, Московской области освобождены от транспортного сбора:

  1. Герои Советского Союза, России;
  2. ветераны и инвалиды ВОВ;
  3. опять же инвалиды I и II групп;
  4. родители детей-инвалидов;
  5. предприятия по перевозке пассажиров (кроме такси);
  6. владельцы автомобилей мощностью до 70 л. с.

На сайте Федеральной налоговой службы работает сервис (калькулятор), с помощью которого любой владелец транспортных средств может рассчитать ТН, причитающийся ему к оплате.

Из налога транспортного в экологический

Превратить транспортный налог в экологический предложил заместитель министра промышленности и торговли А. Рахманов на совещании по развитию отечественного автопрома. Размер ТН, согласно предложению, необходимо поставить в прямую зависимость от экологической чистоты работы транспортного средства. Общеизвестно, что, чем «старше» автобус, мотоцикл или автомобиль, тем больше он выбрасывает в атмосферу выхлопных газов, тем больше он наносит вред окружающей среде. В европейских странах успешно действуют методики расчёта данного нал-га «в привязке» к году выпуска авто, тем самым власть стимулирует владельцев вовремя избавляться от автохлама. Вполне понятно, что экологический налог активно содействовал бы также и в России обновлению грузовых и пассажирских автопарков.

Кроме того, по мнению А. Рахманова, ограничив сроки службы автобусов, легковых и грузовых автомашин, можно было бы поддержать российских производителей транспортных средств.

Предложение Министерства промышленности и торговли было принято, и специалисты приступили к разработке новой системы расчёта нал-га, в которой за налоговую базу будет приниматься не привычная «лошадка», а объём двигателя (литры или сантиметры кубические). Год выпуска автомобиля и его экологический класс в новой методике будут учитывать специальные коэффициенты. Разрабатываемый порядок определения суммы «транспортно-экологического» налога ударит, прежде всего, по владельцам весьма подержанных машин.

По-новому вести расчёты и взимать транспортный налог Правительство планирует уже с 2015 года, то есть он будет направлен налогоплательщикам (в виде налоговых уведомлений, традиционных квитанций на оплату) в 2016 году.

По окончании же 2014 года, в 2015 году, некоторые россияне заметят появившееся нововведение при расчёте данного налога. Владельцы дорогостоящих автомобилей в соответствии с принятым Законом о налоге на так называемые роскошные автомобили должны будут оплатить налог по повышенному коэффициенту, который учитывает ценовую характеристику транспортного средства. Дорогостоящим считается автомобиль, если его стоимость превышает 3 млн рублей. При этом, чем дороже машина, тем выше поправочный коэффициент:

  • к = 1,1 для легк. автомоб. средней стоимостью непосредственно от 3 и до 5 млн руб. включит-но, при том, что с года их выпуска минуло от 2, соответственно, до 3 лет;
  • 1,3 — если средняя стоимость авто составляет все так же от 3 до упомянутых 5 млн руб. вкл-чительно, при условии, что с года их, непосредственно, выпуска прошло уже от 1 до, соответственно, 2 лет;
  • 1,5 — если средняя стоимость авто составляет также от 3 до тех же 5 миллион-в рубл. включительно, с «возрастом» авто уже, как ни странно, менее года;
  • 2 — при стоимости от 5 до 10 млн рубл-й включит-но, с года выпуска которых, что стоит запомнить, прошло не более всего 5 лет;
  • 3 — при стоимости теперь уже от 10 до 15 млн рубл-й включительно, с года выпуска которых, что интересно, минуло не более периода в 10 лет;
  • к = 3 при стоимости свыше весьма серьезных 15 млн рубл-й, при том, что с года выпуска которых, что характерно, прошло не более теперь уже 20 лет.

Среднюю стоимость роскошных автомобилей будет устанавливать Минпромторг. Это означает, что при исчислении налога (для определения величины поправочного коэффициента) за основу будет браться не стоимость покупки авто, а стоимость, установленная ведомством. Список иномарок класса «люкс» с указанием их средней цены будет публиковаться ежегодно на сайте Министерства не позднее 1 марта каждого года.

С 2015 года изменятся также сроки уплаты транспортного налога. Если в настоящее время срок уплаты налога, собственно, для физических лиц установлен на дате — 1 ноября года, непосредственно следующего за уже истекшим налоговым периодом, то в дальнейшем граждане обязаны будут оплатить данный налог не позднее 1 октября.

Ставки транспортного налога Москвы на 2015 год

Ставки транспортного налога Москвы на 2015 год