Налоговая амнистия

...

Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей.

Как правило, для налоговой амнистии характерны следующие признаки:

  • Одномоментность, то есть государство предоставляет право легализовать свои доходы единоразово и за определённый промежуток времени.
  • Цель налоговой амнистии состоит не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства.
  • Для проведения налоговой амнистии должны существовать объективные предпосылки; как правило, это несовершенство налоговой системы за тот период, когда проводится налоговая амнистия.
  • Легализация собственности, за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителей.

Налоговая амнистия — 2015

(автор: Андрей Дуюнов, партнер юридической компании «Симплоер», налоговый адвокат)

опубликовано: «Новая бухгалтерия» №06 2015

Совет Федерации одобрил 3 июня 2015 г. Закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о налоговой амнистии)1. Государственная дума РФ приняла его в третьем окончательном чтении 22 мая 2015 г. Речь идет о налоговой амнистии, о которой упоминалось в президентском послании2. Поскольку предполагается, что амнистия начнется с 1 июля 2015 г., до этой даты новый закон должен быть подписан президентом и официально опубликован.

Суть налоговой амнистии

Как видно из ст. 1 Закона о налоговой амнистии3, он преследует несколько целей:

  • создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках;
  • обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами РФ;
  • снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом РФ к автоматическому обмену налоговой информацией с другими странами.

Кто может рассчитывать на налоговую амнистию и по каким объектам

Действие амнистии будет распространяться на любых физичес­ких лиц вне зависимости от гражданства. Главное, чтобы у таких лиц было в чем покаяться перед российской налоговой службой.

Под амнистию подпадут:

  • имущество (земля и другие объекты недвижимости, ценные бумаги, доли участия и паи в уставных (складочных) капиталах организаций);
  • участие в контролируемых иностранных компаниях;
  • банковские счета (вклады).

Порядок декларирования

Воспользоваться амнистией можно будет, представив в налоговые органы специальную декларацию. Ее форма установлена в приложениии 1, а порядок заполнения — в приложении 2 к Закону о налоговой амнистии.

В специальной декларации согласно ч. 1 ст. 3 Закона о налоговой амнистии могут быть отражены следующие сведения (все указываемые сведения должны быть актуальны на дату представления декларации):

  1. об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого является декларант;
  2. о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант является контролирующим лицом (в случае, если основания для признания иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица контролируемой иностранной компанией не связаны с прямым участием физического лица в капитале путем владения акциями, долями и (или) паями в уставных (складочных) капиталах таких компаний);
  3. об открытых физическим лицом счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ);
  4. о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

В качестве приложений к декларации указаны (ч. 5 ст. 3 Закона о налоговой амнистии):

  1. нотариально заверенная копия каждого из договоров номинального владения имуществом (в случае, если декларант указывает в декларации сведения об имуществе, фактическим владельцем которого он является);
  2. иные документы и (или) сведения, прилагаемые по желанию декларанта, подтверждающие информацию в декларации;
  3. опись документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, составленная в произвольной форме в двух экземплярах и содержащая краткое описание признаков и реквизиты указанных документов, позволяющие их идентифицировать.

При желании можно поделиться с государством информацией об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) задекларированных объектов имущества и денежных средств на счетах (вкладах); представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении объектов имущества, указанных в декларации. Основание — ч. 6 ст. 3 Закона о налоговой амнистии.

Срок представления специальной декларации — с 1 июля по 31 декабря 2015 г.

Что касается налогового органа, куда следует представлять такую декларацию, возможен выбор: подать в свою инспекцию (по месту жительства, а если его нет — по месту пребывания) или в ФНС России (ч. 9 ст. 3 Закона о налоговой амнистии). Разницы между этими адресатами нет никакой. Если декларация будет подана через местную инспекцию, то потом уже будет ее заботой передать декларацию в ФНС России для централизованного хранения.

При этом у декларанта будет только один шанс на представление декларации, ее повторное представление или же представление уточненной декларации запрещено (ч. 8 ст. 3 Закона о налоговой амнистии). Исключение — случай, когда декларация представляется после получения письменного отказа в приеме ранее представленной декларации.

Отметим, что ошибки в декларации и прилагаемых к ней документах, не препятствующие идентификации декларанта, номинального владельца, имущества, счетов (вкладов), а также в контролируемые иностранные компании, не являются основанием для отказа декларанту в гарантиях, предусмотренных Законом о налоговой амнистии (ч. 12 ст. 4 Закона о налоговой амнистии).

Пряники амнистии

Участвующим в налоговой амнистии государство предлагает определенные гарантии (ст. 4 Закона о налоговой амнистии). Суть их в следующем.

Освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности

Декларант и лицо, информация о котором содержится в декларации (то есть номинальный владелец), освобождаются от уголовной ответственности при наличии оснований, предусмот­ренных ч. 3 ст. 76.1 Уголовного кодекса РФ, если они совершили деяния, содержащие признаки составов преступлений, преду­смотренных ст. 193, ч. 1 и 2 ст. 194, ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Основания для освобождения от административной ответственнос­ти в случае совершения правонарушений, предусмотренных законодательством РФ, перечислены в ст. 14.1 КоАП РФ.

Кроме того, декларант и номинальный владелец, упомянутый в декларации, будут освобождены от ответственности за налоговые правонарушения.

Обязательное условие во всех трех случаях: названные деяния (правонарушения) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.

В декларации могут быть указаны сведения об участии юридичес­кого лица в процессе приобретения (формирования источников приобретения), использования либо распоряжения задекларированными имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, и (или) открытия и (или) зачисления денежных средств на счета (вклады), также задекларированных. В этом случае гарантии, предусмотренные п. 1 (освобождение от уголовной ответственности) и 2 (освобождение от административной ответственности) ч. 1 ст. 4 Закона о налоговой амнистии, распространяются на лиц, которые в соответствии с распорядительными документами указанной организации выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Помимо прямого указания на освобождение от ответственности, эта гарантия усиливается положениями о том, что факт представления декларации, равно как и содержащиеся в ней сведения, не могут использоваться как основание для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном, налоговом правонарушении в отношении декларанта и номинального владельца. Такие обстоятельства и сведения нельзя использовать и как доказательства по уголовному делу либо по делу об административном, налоговом правонарушении (ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о налоговой амнистии).

В то же время сам декларант вправе представлять копию декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Отказ в приобщении этих доказательств не допускается (ч. 5 ст. 3 Закона о налоговой амнистии).

Специальный статус декларируемой информации

Представляемые в рамках амнистии сведения и документы будут отнесены к налоговой тайне, причем к более «защищенной», чем обычно. В отличие от иных сведений, на сведения, представленные по амнистии, не будут распространяться ограничения, установленные НК РФ. Напомним, что согласно п. 1 ст. 102 НК РФ к налоговой тайне не относятся сведения: являющиеся общедоступными; об ИНН; о нарушениях налогового законодательства и ответственности за это; переданные российским государственным органам в рамках международных соглашений и др.

Получается, что и такие сведения будет запрещено разглашать в отношении информации, представленной по амнистии.

Режим хранения таких сведений, документов и доступа к ним обес­печивают исключительно налоговые органы. Иные государственные или негосударственные органы и организации не вправе получать доступ к таким сведениям и документам. Такие сведения и документы могут быть истребованы только по запросу самого декларанта.

Освобождение от налогообложения операций по передаче имущества

Операции по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому владельцу имущества освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 7 ст. 4 Закона о налоговой амнистии).

Иные гарантии

Декларантам и лицам, информация о которых содержится в декларации, законодательством РФ в связи с принятием Закона о налоговой амнистии могут быть предоставлены иные гарантии. Об этом сказано в ч. 14 ст. 4 названного закона.

Условия предоставления гарантий

Вводимые гарантии не абсолютны, для их применения к конкретному декларанту или номинальному владельцу требуется единовременное соблюдение условий на момент представления декларации, перечисленных в ч. 8 ст. 4 Закона о налоговой амнистии.

Во-первых, не было возбуждено уголовное дело в связи с совершением соответствующего преступления, освобождение от ответственности за которое предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 4.

Во-вторых, не начато производство по делу об административном правонарушении в связи с совершением соответствующего административного правонарушения, освобождение от ответственности за которое предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 4.

В-третьих, не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении, освобождение от ответственнос­ти за которое предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 4, и (или) не начата выездная налоговая проверка (проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами).

Кроме того, в ряде случаев действие гарантий зависит от факта возврата декларируемого движимого имущества на территорию России. Такие специальные правила действуют в ситуации, когда это имущество находится в государстве (на территории), включенном в список ФАТФ, либо в государстве (на территории), которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с РФ (ст. 6 Закона о налоговой амнистии).

Следует учесть, что вводимые гарантии распространяются не на все деяния декларанта, номинального владельца, а лишь на те из них, что совершены до 1 января 2015 г.

И еще один момент. Должностное лицо органа государственной власти или банк, которому в качестве основания для предоставления гарантий, предусмотренных Законом о налоговой амнистии, была представлена копия декларации с отметкой налогового органа о ее принятии, вправе направить копию декларации в ФНС России для сверки с оригиналом декларации, находящейся на централизованном хранении.

На ответное уведомление о том, соответствует либо не соответствует полученная копия декларации оригиналу, ФНС России отводится пять дней. Если при этом обнаружится более одной декларации, представленной одним декларантом, проверка достоверности сведений будет проводиться в отношении декларации, которая была представлена таким декларантом первой.

Номинальные владельцы — кто они?

Закон о налоговой амнистии вводит новую категорию лиц — номинальные владельцы. Под номинальным владельцем понимается лицо, осуществляющее права собственника имущества в интересах и (или) по поручению физического лица на основании договора номинального владения имуществом.

Под договором номинального владения имуществом понимается договор, который заключен в соответствии с законодательством иностранного государства и на основании которого права собственника имущества, принадлежащего физическому лицу, передаются иному лицу, осуществляющему эти права в интересах и (или) по поручению данного физического лица.

Особенности валютного регулирования и валютного контроля

В декларации могут содержаться сведения об открытых декларантом по состоянию на 1 января 2015 г. счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, об открытии и изменении реквизитов которых необходимо уведомлять налоговые органы по месту учета в соответствии с Законом № 173-ФЗ.

Если уведомление о таких счетах (вкладах) не было представлено на дату представления декларации, декларант уведомляет налоговый орган, в который он представляет декларацию, в установленной форме об открытии и изменении реквизитов соответствующего счета (вклада), а налоговый орган проставляет на указанном уведомлении отметку о его принятии (ст. 7 Закона о налоговой амнистии). Такое уведомление не считается представленным с нарушением срока, установленного ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ.

Денежные средства, зачисленные на эти счета (вклады) по состоянию на 1 января 2015 г., признаются зачисленными в соответствии с Законом № 173-ФЗ. А валютные операции (в том числе зачисление денежных средств), совершенные до названной даты по таким счетам (вкладам), также признаются совершенными без нарушения Закона № 173-ФЗ.