Налоговая амнистия



Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей.

Как правило, для налоговой амнистии характерны следующие признаки:

  • Одномоментность, то есть государство предоставляет право легализовать свои доходы единоразово и за определённый промежуток времени.
  • Цель налоговой амнистии состоит не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства.
  • Для проведения налоговой амнистии должны существовать объективные предпосылки; как правило, это несовершенство налоговой системы за тот период, когда проводится налоговая амнистия.
  • Легализация собственности, за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителей.

Налоговая амнистия — 2015

(автор: Андрей Дуюнов, партнер юридической компании «Симплоер», налоговый адвокат)

опубликовано: «Новая бухгалтерия» №06 2015

Совет Федерации одобрил 3 июня 2015 г. Закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о налоговой амнистии)1. Государственная дума РФ приняла его в третьем окончательном чтении 22 мая 2015 г. Речь идет о налоговой амнистии, о которой упоминалось в президентском послании2. Поскольку предполагается, что амнистия начнется с 1 июля 2015 г., до этой даты новый закон должен быть подписан президентом и официально опубликован.

Суть налоговой амнистии

Как видно из ст. 1 Закона о налоговой амнистии3, он преследует несколько целей:

  • создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках;
  • обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами РФ;
  • снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом РФ к автоматическому обмену налоговой информацией с другими странами.

Кто может рассчитывать на налоговую амнистию и по каким объектам

Действие амнистии будет распространяться на любых физичес­ких лиц вне зависимости от гражданства. Главное, чтобы у таких лиц было в чем покаяться перед российской налоговой службой.

Под амнистию подпадут:

  • имущество (земля и другие объекты недвижимости, ценные бумаги, доли участия и паи в уставных (складочных) капиталах организаций);
  • участие в контролируемых иностранных компаниях;
  • банковские счета (вклады).

Порядок декларирования

Воспользоваться амнистией можно будет, представив в налоговые органы специальную декларацию. Ее форма установлена в приложениии 1, а порядок заполнения — в приложении 2 к Закону о налоговой амнистии.

В специальной декларации согласно ч. 1 ст. 3 Закона о налоговой амнистии могут быть отражены следующие сведения (все указываемые сведения должны быть актуальны на дату представления декларации):

  1. об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого является декларант;
  2. о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант является контролирующим лицом (в случае, если основания для признания иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица контролируемой иностранной компанией не связаны с прямым участием физического лица в капитале путем владения акциями, долями и (или) паями в уставных (складочных) капиталах таких компаний);
  3. об открытых физическим лицом счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ);
  4. о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

В качестве приложений к декларации указаны (ч. 5 ст. 3 Закона о налоговой амнистии):

  1. нотариально заверенная копия каждого из договоров номинального владения имуществом (в случае, если декларант указывает в декларации сведения об имуществе, фактическим владельцем которого он является);
  2. иные документы и (или) сведения, прилагаемые по желанию декларанта, подтверждающие информацию в декларации;
  3. опись документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, составленная в произвольной форме в двух экземплярах и содержащая краткое описание признаков и реквизиты указанных документов, позволяющие их идентифицировать.

При желании можно поделиться с государством информацией об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) задекларированных объектов имущества и денежных средств на счетах (вкладах); представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении объектов имущества, указанных в декларации. Основание — ч. 6 ст. 3 Закона о налоговой амнистии.

Срок представления специальной декларации — с 1 июля по 31 декабря 2015 г.

Что касается налогового органа, куда следует представлять такую декларацию, возможен выбор: подать в свою инспекцию (по месту жительства, а если его нет — по месту пребывания) или в ФНС России (ч. 9 ст. 3 Закона о налоговой амнистии). Разницы между этими адресатами нет никакой. Если декларация будет подана через местную инспекцию, то потом уже будет ее заботой передать декларацию в ФНС России для централизованного хранения.

При этом у декларанта будет только один шанс на представление декларации, ее повторное представление или же представление уточненной декларации запрещено (ч. 8 ст. 3 Закона о налоговой амнистии). Исключение — случай, когда декларация представляется после получения письменного отказа в приеме ранее представленной декларации.

Отметим, что ошибки в декларации и прилагаемых к ней документах, не препятствующие идентификации декларанта, номинального владельца, имущества, счетов (вкладов), а также в контролируемые иностранные компании, не являются основанием для отказа декларанту в гарантиях, предусмотренных Законом о налоговой амнистии (ч. 12 ст. 4 Закона о налоговой амнистии).

Пряники амнистии

Участвующим в налоговой амнистии государство предлагает определенные гарантии (ст. 4 Закона о налоговой амнистии). Суть их в следующем.

Освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности

Декларант и лицо, информация о котором содержится в декларации (то есть номинальный владелец), освобождаются от уголовной ответственности при наличии оснований, предусмот­ренных ч. 3 ст. 76.1 Уголовного кодекса РФ, если они совершили деяния, содержащие признаки составов преступлений, преду­смотренных ст. 193, ч. 1 и 2 ст. 194, ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Основания для освобождения от административной ответственнос­ти в случае совершения правонарушений, предусмотренных законодательством РФ, перечислены в ст. 14.1 КоАП РФ.

Кроме того, декларант и номинальный владелец, упомянутый в декларации, будут освобождены от ответственности за налоговые правонарушения.

Обязательное условие во всех трех случаях: названные деяния (правонарушения) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.

В декларации могут быть указаны сведения об участии юридичес­кого лица в процессе приобретения (формирования источников приобретения), использования либо распоряжения задекларированными имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, и (или) открытия и (или) зачисления денежных средств на счета (вклады), также задекларированных. В этом случае гарантии, предусмотренные п. 1 (освобождение от уголовной ответственности) и 2 (освобождение от административной ответственности) ч. 1 ст. 4 Закона о налоговой амнистии, распространяются на лиц, которые в соответствии с распорядительными документами указанной организации выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Помимо прямого указания на освобождение от ответственности, эта гарантия усиливается положениями о том, что факт представления декларации, равно как и содержащиеся в ней сведения, не могут использоваться как основание для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном, налоговом правонарушении в отношении декларанта и номинального владельца. Такие обстоятельства и сведения нельзя использовать и как доказательства по уголовному делу либо по делу об административном, налоговом правонарушении (ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о налоговой амнистии).

В то же время сам декларант вправе представлять копию декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Отказ в приобщении этих доказательств не допускается (ч. 5 ст. 3 Закона о налоговой амнистии).

Специальный статус декларируемой информации

Представляемые в рамках амнистии сведения и документы будут отнесены к налоговой тайне, причем к более «защищенной», чем обычно. В отличие от иных сведений, на сведения, представленные по амнистии, не будут распространяться ограничения, установленные НК РФ. Напомним, что согласно п. 1 ст. 102 НК РФ к налоговой тайне не относятся сведения: являющиеся общедоступными; об ИНН; о нарушениях налогового законодательства и ответственности за это; переданные российским государственным органам в рамках международных соглашений и др.

Получается, что и такие сведения будет запрещено разглашать в отношении информации, представленной по амнистии.

Режим хранения таких сведений, документов и доступа к ним обес­печивают исключительно налоговые органы. Иные государственные или негосударственные органы и организации не вправе получать доступ к таким сведениям и документам. Такие сведения и документы могут быть истребованы только по запросу самого декларанта.

Освобождение от налогообложения операций по передаче имущества

Операции по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому владельцу имущества освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 7 ст. 4 Закона о налоговой амнистии).

Иные гарантии

Декларантам и лицам, информация о которых содержится в декларации, законодательством РФ в связи с принятием Закона о налоговой амнистии могут быть предоставлены иные гарантии. Об этом сказано в ч. 14 ст. 4 названного закона.

Условия предоставления гарантий

Вводимые гарантии не абсолютны, для их применения к конкретному декларанту или номинальному владельцу требуется единовременное соблюдение условий на момент представления декларации, перечисленных в ч. 8 ст. 4 Закона о налоговой амнистии.

Во-первых, не было возбуждено уголовное дело в связи с совершением соответствующего преступления, освобождение от ответственности за которое предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 4.

Во-вторых, не начато производство по делу об административном правонарушении в связи с совершением соответствующего административного правонарушения, освобождение от ответственности за которое предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 4.

В-третьих, не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении, освобождение от ответственнос­ти за которое предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 4, и (или) не начата выездная налоговая проверка (проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами).

Кроме того, в ряде случаев действие гарантий зависит от факта возврата декларируемого движимого имущества на территорию России. Такие специальные правила действуют в ситуации, когда это имущество находится в государстве (на территории), включенном в список ФАТФ, либо в государстве (на территории), которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с РФ (ст. 6 Закона о налоговой амнистии).

Следует учесть, что вводимые гарантии распространяются не на все деяния декларанта, номинального владельца, а лишь на те из них, что совершены до 1 января 2015 г.

И еще один момент. Должностное лицо органа государственной власти или банк, которому в качестве основания для предоставления гарантий, предусмотренных Законом о налоговой амнистии, была представлена копия декларации с отметкой налогового органа о ее принятии, вправе направить копию декларации в ФНС России для сверки с оригиналом декларации, находящейся на централизованном хранении.

На ответное уведомление о том, соответствует либо не соответствует полученная копия декларации оригиналу, ФНС России отводится пять дней. Если при этом обнаружится более одной декларации, представленной одним декларантом, проверка достоверности сведений будет проводиться в отношении декларации, которая была представлена таким декларантом первой.

Номинальные владельцы — кто они?

Закон о налоговой амнистии вводит новую категорию лиц — номинальные владельцы. Под номинальным владельцем понимается лицо, осуществляющее права собственника имущества в интересах и (или) по поручению физического лица на основании договора номинального владения имуществом.

Под договором номинального владения имуществом понимается договор, который заключен в соответствии с законодательством иностранного государства и на основании которого права собственника имущества, принадлежащего физическому лицу, передаются иному лицу, осуществляющему эти права в интересах и (или) по поручению данного физического лица.

Особенности валютного регулирования и валютного контроля

В декларации могут содержаться сведения об открытых декларантом по состоянию на 1 января 2015 г. счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, об открытии и изменении реквизитов которых необходимо уведомлять налоговые органы по месту учета в соответствии с Законом № 173-ФЗ.

Если уведомление о таких счетах (вкладах) не было представлено на дату представления декларации, декларант уведомляет налоговый орган, в который он представляет декларацию, в установленной форме об открытии и изменении реквизитов соответствующего счета (вклада), а налоговый орган проставляет на указанном уведомлении отметку о его принятии (ст. 7 Закона о налоговой амнистии). Такое уведомление не считается представленным с нарушением срока, установленного ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ.

Денежные средства, зачисленные на эти счета (вклады) по состоянию на 1 января 2015 г., признаются зачисленными в соответствии с Законом № 173-ФЗ. А валютные операции (в том числе зачисление денежных средств), совершенные до названной даты по таким счетам (вкладам), также признаются совершенными без нарушения Закона № 173-ФЗ.