Урок 1: Рисование. С какого конца начинать
Что такое рисунок? Строго определяя, это – «изображение на плоскости видимой реальности при помощи линии и светотени». «Видимой», потому что рисунок – не полное копирование реальности, а только того, что видит рисовальщик или хочет видеть. Желающий научиться рисовать наверняка скажет:«Да, наскальная роспись тоже была рисунком, но я бы хотел создавать приятные глазу, правильные, грамотно выполненные изображения, какие выходят из рук художника». В этом нет ничего невозможного и чудесного, при определенном старание каждый желающий может создать симпатичный рисунок. Ключевое слово – желающий. Раз Вы решили взяться за это дело, значит, внутренний голос говорит, что Вы способны это освоить.
![Иван Шишкин](i/01_shishkin.jpg)
Иван Шишкин
Эти уроки предназначены тем, кто только собрался научиться рисунку. Начать бывает трудно, потому что не знаешь, с чего. Сперва стоит узнать о самых простых основных приёмах, чтобы не изобретать велосипед.
![инструменты для рисования](i/01_01.jpg)
Что нам понадобиться для рисования? Есть хорошая поговорка: «Мастер может сыграть и на табуретке, но нельзя стать мастером, играя на табуретке», так что Ваши принадлежности должны быть удобными и подходящими для Ваших целей, и это отнюдь не дорогие вещи. Рисовальщику понадобится:
- Графитные карандаши
- Бумага
- Ластик
- Точилка
- Канцелярский нож
- Эстомп
- Планшет
- Скрепки
- Фиксатив
Первые три предмета определяют внешний вид рисунка, расходуются быстро, их Вы будете подбирать методом проб и ошибок. Некоторые их параметры очень полезно знать.
Карандаши графитные бывают твёрдыми и мягкими. Первые оставляют тонкий след, маркируются буквой Н, имеют градацию от Н до 10Н, то есть от светло серого (Н) до едва заметной линии (10Н). Мягкие чаще используются для рисования, они оставляют тёмный след хорошо растушевываются. Маркируются буквой В и также имеют градацию от среднего тона (В) до насыщенного черного (9В). Есть также твёрдо-мягкие, с маркировкой НВ (ближе к мягкому) и F (ближе к твёрдому).
Карандаш обычно ассоциируется с чем-то доступным и очень простым. Действительно, он используется для набросков, быстрых эскизов; дети чаще всего используют для рисования именно карандаши. Но эта простая техника даёт большие возможности: доступна, не требует сложных навыков; в отличии от кисти, рука не дрогнет, выводя сложные линии, да и ошибку легко стереть.
Для начало понадобятся карандаши Н, НВ, 2В и… самый мягкий, который найдете в магазине. Хороши карандаши фирм Koh-i-Noor, Faber Castle и Derwent, последние рекомендую особо. Они чуть дороже, но не обязательно покупать всю коробку, несколько вышеперечисленных будет достаточно, зато материал порадует качеством. Всем знакомы автоматические карандаши с тонким стержнем, такие удобны для контуров и деликатных линий, но не лишком подходят для тоновых градаций и закрашивания больших пространств. Когда немного привыкните к штрихам и переходам тона, у Вас появятся личные запросы и предпочтения, тогда уже обогатите свой набор материалов.
![материалы для рисования](i/01_02.jpg)
Бумага – еще один основной материал. Она различается по плотности, но цифры грамм на метр мало что скажут, удобней выбирать на вид. Лучшие варианты: бумага для черчения в папках формата А3 (30х42 см) и А4 (20х30 см), шероховатая бумага для набросков в альбомах или папках. Выбирая альбом, проследите, чтобы листы удобно было переворачивать, лучше на переплете-пружине. Не берите глянцевую, слишком толстую или тонкую бумагу. То, на чём печатает принтер на худой конец тоже сгодится, но может и нервы испортить, так как карандаш с такой бумаги не всегда хорошо стирается. Замечательна бумага для пастели, она бывает тонированной, и уж тут можно добиться необычайных эффектов и настроений. Но это, как говориться, для продвинутых пользователей. Наиболее известна бумага фирм Whatman, Scholler, Canson, Fabriano, Arches, Guarro. А да! Тот самый ватман в больших листах – тоже замечательная вещь, если только резать не лень.
Ватман и бумага для черчения имеют гладкую поверхность, карандашный рисунок будет чётким, но несколько тусклым. Шероховатая бумага позволяет расширить градацию тона, рисунок выразительней. Она может быть мелко- и крупнозернистой, используя последнюю, нужно брать достаточно большой формат, иначе картина будет похожа на фото с низким разрешением, на которой детали не видны. Формат для начала возьмите А4, потом поймёте, нужно ли большое пространство для художественного размаха.
Ластик необходим для исправления ошибок, а так же для некоторых художественных эффектов, например, бликов. Как и карандаши, ластики делают твёрдыми и мягкими. Конечно же, для соответствующих карандашей! Предпочтительней всё же будет мягкая резинка, вставленная в пластмассовый держатель, она не будет сгибаться, рваться и меньше пачкает бумагу. Стирает (почти) всё! Так и спрашивайте в магазине «помягче для графики». Существует пластичный ластик под названием «снимка» или «клячка», ему можно придать любую форму и точно очистить очень маленький участок.
Помните: карандаш должен быть остро заточен. Было время, когда точилки для карандашей не оставляли после себя острого «носика» или ломали грифели, теперь легко найти хорошую точилку даже в обычном магазине для школьников. Однако, найдутся люди, которым будет удобен канцелярский нож. Он также пригодится для резки бумаги.
![растушка, торшон, тортиллон, эстомп](i/01_03.jpg)
Эстомп, тортиллон, торшон, растушка – это названия для трубочки из бумаги с острым кончиком, предназначенной для растушевки маленьких участков. Признаюсь честно – не использую. Потому что пальцы лучше чувствую фактуру бумаги, а лишний – то есть всё, кроме карандаша и ластика – предмет в руке путает мысли. Но мы ж все разные! Пробуйте свой вариант.
Чтобы бумага не проминалась, рисовать лучше на планшете. Для этой цели возьмите доску или картонку и закрепите на ней рабочий лист канцелярскими скрепками. Поставьте доску торцом на колени и обоприте на угол стола, тогда получиться подобие мольберта.
Рисунку свойственно смазываться. Даже если вы сразу положите его в папку, на обороте следующего листа останется след. Сохранность не важна для проб пера, но качественную работу жалко терять. Для этого существуют фиксативы с пульверизатором. Могут несколько менять цвет работы, делая её темнее.
Чем ещё рисуют, кроме графитного карандаша?
Цветными карандашами. Знакомы с детства, правда? А ведь их помощью можно создавать даже фотографически натуральные работы. Жаль, что не стираются. Требуют большого опыта работы с цветом.
![Альбрехт Дюрер. Портрет матери](i/01_durer.jpg)
Альбрехт Дюрер. Портрет матери
Вторая по распространенности и сложности после карандаша техника – уголь. Его делают из жженых березовых и ивовых веток или из жженой виноградной лозы. Оставляет на бумаге бархатистую фактуру густого черного цвета. Продается в виде палочек и карандашей. Мягкий уголь хорошо растушевывается и используется для общего тона, а твердый идеально подходит для прорисовывания мелких деталей.
![Эдгар Дега](i/01_dega.jpg)
Эдгар Дега
![мел, сангина, сепия](i/01_04.jpg)
Уголь хорошо сочетается с белым мелом, сангиной и сепией, то есть со цветным мелом соответствующих цветов. Сангина – от французского sanguine кроваво-красный, сепия же являет собой оттенок коричневого. Оба цвета имеют ещё и оттенки, то есть на карандаше можно увидеть надпись dark sepia. Уголь мел, сепия и сангина при смешивании дают богатую палитру оттенков, а на тонированной бумаге при помощи этих средств можно создавать выразительные картины, создающие иллюзию полноцветности.
Пастель – цветные мелки, хорошо растушевываются и смешиваются между собой, создают бархатистую поверхность. Пастель ближе к живописи, чем к графике, для приятной работы и хорошего результата нужно иметь приличный набор цветов и оттенков.
![мел, сангина, сепия](i/01_05.jpg)
Недавно появилась на рынке занятна вещь – акваграфит (graphitint). След от такого карандаша неяркий, будто серый графит немного подкрасили. Но стоит провести влажной кистью, и цвета оживают, как в детской водяной раскраске. Акаграфит имеет сбалансированную специфическую гамму, поэтому не для всякого сюжета подойдёт.
Сейчас очень много разновидностей техники, подходящей для воплощения любой фантазии. Но в основе всегда будет рисунок: лёгкий или выверенный, лаконичный или подробный, порой небрежный, но всегда гармоничный. Рисовать – это просто, стоит только начать. Советую зайти на сайт фирмы Derwent (это не реклама) для вдохновения. Там много рисунков карандашом, заставляющих открыть рот от восхищения и удивления. Всего лишь рисунки, но поистине – картины.
Мои рисунки
![В парке](i/01_in_a_park.jpg)
В парке
![Воробьи](i/01_sparrowes.jpg)
Воробьи
10.04.2011. Даша Ревина