Урок 8. Секреты хорошего портрета

Как говорится, умные учатся на чужих ошибках. В этом уроке я хочу рассказать о некоторых правилах, которые помогут избежать ошибок своих при рисовании портрета. Не буду подробно описывать премудрости построения, напротив, остановлюсь на тех моментах, которые не сразу находила в учебниках, и порой приходилось изобретать велосипед.

Начнём с построения лица анфас. Высота головы в 1,5 раза больше ширины. От линии волос до бровей 1/3 лица. Где это линия волос? Характеристика индивидуальная, лбы бывают разные. Лицо – это расстояние от линии волос подбородка, учтите, когда будете рисовать линию глаз, она посередине лица. Делим лицо пополам. Удобно сразу провести линию симметрии, чтобы отслеживать, не перекошены ли глаза или уголки рта. Разделите линию глаз на 5 частей: средняя часть будет расстоянием между глазами, следующие две от центра и есть глаза. Разделите пополам расстояние от линии глаз до подбородка – это линия носа. Разделите на 3 части расстояние от линии носа до подбородка – получите линию рта и собственно подбородок. Крылья носа находятся на уровне внутренних краёв глаза, углы рта – на уровне середины глаз. На рисунке это более понятно, чем на словах.

рисование портрета

Я нарисовала схему на одной половине лица, другую оживила. При помощи теней нужно выделить: глазницы и веки, крылья носа, нижнюю плоскость носа (где находятся ноздри), скулы. Носогубные складки выражены в разной степени, но даже на лице юной неулыбчивой фотомодели под толстым слоем тонального крема о них не стоит забывать. Верхняя губа в тени, верхняя освещена, она сама бросает лёгкую тень до подбородка.

У детей линия глаз ниже. По мере роста она поднимается. Когда человек поворачивает голову, опорные линии тоже движутся, важно следить за этим.

Голова – это шар. Тени будут ложиться соответствующе. С построением придётся долго тренироваться прежде, чем лица начнут легко, как по волшебству появляться на бумаге. Мне же хочется отметить некоторые моменты.

Масштаб будет определять пределы ваших стараний. Лицо может быть нарисовано крупным планом, тогда необходимо прорисовать все детали.

лицо

А вот другой пример: работа плакатного плана, много людей на разном расстоянии от зрителя. Здесь достаточно наложить основные тени, но черты при этом должны быть узнаваемы. Выберите основные качества физиономии: большой нос, широкая улыбка или большие глаза и сделайте упор на них.

работа плакатного плана

Глаза. Тоже шары. Если масштаб достаточно крупный, то на глазных яблоках стоит нарисовать собственные тени, к тому же на них обязательно будут тени от век. Пусть радужная оболочка будет сложного, неоднородного цвета, а на роговице сияют блики.

глаза

Мускулы лица и шеи. Обязательно рисуйте их, это сделает лицо живым. У старых людей черты утрированные, носогубные складки очень глубокие, веки нависшие.

Леонардо да Винчи. Рисунок головы

Черты лица. Несмотря на общие для всех пропорции, они немного разнятся. Разные формы глаз, губ, бровей – это и создаёт узнаваемый образ. В хорошем портрете должно быть немного от карикатуры, усиливайте черты, но без фанатизма.

Джон Леннон. Автопортрет

Всем известен портрет Н. Гончаровой кисти Брюллова. Её глаза действительно были посажены близко друг к другу. Сама природа нарушила пропорции портрета, зато как гармонично. Не стесняйтесь иногда их нарушатm, если это соответствует натуре или замыслу.

Карл Брюллов. Портрет Натальи Николаевны Гончаровой

Волосы. Они покрывают голову, то есть имеют её форму. Попробуем нарисовать волосы, забранные в хвост. Сначала рисуем общие очертания: голову, шею, уши и контуры причёски.

рисуем волосы

Волосы состоят из множества волосков и в то же время являются единой массой. Рисуем их длинными штрихами в том направлении, в котором они лежат. Не увлекайтесь каждым волоском, немного растушёвывайте для получения некоторой монолитности.

растушевка волос

Затем, усиливая нажим карандаша, «разделите» волосы на пряди разной толщины, в жизни так оно и выглядит. Выбившиеся пряди около ушей рисуйте небрежно, с отдельными волосками. Нарисуйте тень от волос на шее.

делим волосы на пряди

Волнистые волосы разделяются на более тонкие пряди и одинаковые по толщине, нежели прямые. Заметьте, что лицо на этом портрете несколько грубо нарисовано, но все плоскости наглядно видны.

волнистые волосы

наносим блики на свечу

Губы. Хорошо когда на них прорисованы бороздки. Не старайтесь сделать их ровными и слишком яркими.

рисуем губы

Расположение головы на листе. Рисуя профиль, оставляйте перед глазами портретируемого больше пространства, чтобы взгляд не упирался в край листа.

расположение рисунка

Помните, что фон связан с персонажем картины, они перекликаются тенями или цветовой гаммой.

А главное в рисовании портрета – практика. Рисуя с фотографии, не срисовывайте с плоскости на плоскость, а также стройте пропорции лица, прорабатывайте тени, выбирайте композицию, как будто перед вами натура. Тогда суть портрета раскроется перед Вами.

24.06.2011. Даша Ревина


К оглавлению уроков рисования от Даши


К оглавлению уроков рисования