Урок 11. Начинаем писать акварелью

Акварель не такая простая техника, как может показаться. Она светлеет при высыхании, поэтому бывает трудно определить количество краски. Вода размывает контуры, так что не получится так же легко контролировать линии, как при рисунке карандашом. Только с практикой приходит умение. Вам придётся перечитать множество учебников, испортить немало листов, прежде чем результат будет даваться непринуждённо. Но, восхитившись один раз сказочной лёгкостью и прозрачностью акварели, Вы не заметите тяжести усилий.

На этом уроке мне бы хотелось рассказать о нескольких полезных приёмах и о том, как нарисовать несложную картину акварелью.

Можете использовать акварель в тюбиках или в кюветах. Я люблю в тюбиках, так как она легче забирается кистью. Хорошо иметь на палитре следующее краски: лимонная, кадмий жёлтый, краплак красный, алая, голубая, ультрамарин, охра и сепия. Со временем выработаются свои предпочтения. Я, например, не пользуюсь алой, вместо неё смешиваю краплак и жёлтую. Не советую пользоваться оранжевым и зёлёным из тюбика, эти цвета лучше навести на палитре.

акварель

Кисти обычно рекомендуются беличьи, они хорошо впитывают воду. Но контролировать мазок ими сложней, поэтому попробуйте также колонок или синтетику, её теперь делают достойно. Примерные размеры кистей, которые понадобятся для начала: 1 или 2, 3, 5 или 6, 10 или 12. У меня толстая беличья остальные колонковые.

кисти беличьи

Для воды очень удобна формочка для льда, в её ячейках можно идеально отмыть кисть, а воду не придётся часто менять. Палитру можно купить пластмассовую или найти ненужную фарфоровую тарелку.

палитра для рисования

Бумагу лучше взять акварельную. Не обязательно дорогую, но специальную. Она бывает разной степени шероховатости, пробуйте. Так же понадобиться тряпочка или губка для удаления излишка воды.

Для начала потренируйтесь смешивать цвета на влажной бумаге. Не трите кистью слишком интенсивно, позволяйте краскам растекаться. Основное свойство – прозрачность, сквозь акварель должна проступать бумага, поэтому не наносите краску слишком толстым слоем.

Акварелью можно писать «по сухому» и «по мокрому». В последнем случае картинка выглядит расплывчатой, как в тумане. Чаще эти способы сочетаются.

Краску можно убрать с бумаги, капнув немного чистой воды, а затем отжатой кистью впитав её в месте с краской. На влажной краске получаются интересные подтёки, а на сухой – выбранный участок имеет чёткие края.

Если краска уже высохла, а вы хотите обогатить цвет или написать детали по мокрому, аккуратно намочите участок чистой водой и можете писать второй слой. Главное, чтобы вода была чистой, а намоченный участок был больше, чем тот, который нужно закрасить по второму разу, иначе останутся резкие «края».

Пользуясь способностью краски расплываться от капель воды, удобно рисовать солнце. Рисуем по мокрому закатные облака, ждём, когда немного подсохнут, ставим аккуратно каплю воды, потом немого подправляем кистью.

Важный совет: Бумага коробится от воды. Если лист больше желаемой картины, не обрезайте его. Пустые сухие края будут «держать» бумагу.

Легко рисовать пейзажи с одной линией рисунка – линией горизонта. Фантазии могут быть на тему любого времени года.

Нарисуем простой пейзаж с зимней дорогой. Рисунок карандашом выглядит так.

Теперь мочим место неба большой кистью до линии горизонта. Использую немного бледных охристых оттенков (жёлтая, краплак, охра) и значительно больше холодных (голубая, ультрамарин, сепия), рисуем небо с облаками. Можете наклонить лист так, чтобы краска текла в горизонтальном направлении, сходства с облаками будет больше.

Затем рисуем по ещё мокрому небу деревья на заднем плане. Краски всё те же, но смешивайте их в других пропорциях, холодных уже меньше.

Рисуем дорогу. На переднем плане – сухой кистью. Да, окуните кисть в краску, а потом немного промокните тряпочкой или губкой.

Очень малым количеством краски, лучше сказать – грязной водой чуть затемняем снег на заднем плане. Рисуем ближние кусты. Возвращаемся к дороге, добавив ей неровности.

Тонкой кистью добавляем веточки и рисуем дерево, которое разобьёт монотонные горизонтальные линии композиции. Тонкие ветки должны быть бледными, так будет видна их лёгкость. Передний план чётче и темнее.

Добавляем тени от веточек и впадин на снегу.

Желающим научиться владеть акварелью я советую изучать как можно больше литературы и как можно больше практиковаться. У всех учителей разные подходы и очень полезно вобрать в себя как можно больше, чтобы выработать собственный стиль.

12.07.2011. Даша Ревина


К оглавлению уроков рисования от Даши


К оглавлению уроков рисования