Урок 26. Голландский натюрморт в карандаше
Я предлагаю собрать навыки по изображению разных материалов и предметов в «голландском натюрморте». Рассмотрим картины мастеров и отметим, что для них характерно. Часто одним из важных элементов композиции является стакан свином, сейчас такие не используют, трудновато будет изобразить подобный без натуры – уж больно сложные объемы ножки. Впрочем, можете попытаться. Я же решила осовременить картину. Также неизменные детали: металлическая посуда, булка, лимон со срезанной кожурой, скатерть помятая или со складками и один лежащий, будто упавший предмет. Есть ощущение хаоса, но обратите внимание, что предметы собраны в некую «кучу», есть самый высокий предмет, зачастую композиция образует треугольник.
![Виллем Клас Хеда, Натюрморт. 1634.](i/26_01.jpg)
Виллем Клас Хеда, Натюрморт. 1634.
![Питер Клас, Завтрак с ветчиной, 1647](i/26_02.jpg)
Питер Клас, Завтрак с ветчиной, 1647
Для начала лучше сделать эскиз, учитывая всё вышесказанное.
![](i/26_03.jpg)
Затем переносим его на бумагу, формат должен быть такой, чтобы рука смогла прорисовывать детали. Это индивидуальная характеристика. Серый фон будет наиболее близок к классике.
![](i/26_04.jpg)
У меня очень большой набор карандашей, но, скажу честно, понадобились немногие. Хорошо иметь кроющий белый карандаш, он создаёт корпусность, непрозрачность цвета. Я решила попробовать «новинки техники» - смешивающий карандаш и карандаш-полировщик. От второго эффект не особо заметен, первый хорошо работает, но его можно заменить тем же белым.
Как я уже сказала, все материалы – стекло, металл, ткань – мы изображали на прошлых уроках, но здесь хочу остановиться на некоторых деталях. Обратите внимание на самые светлые участки стакана с вином. Блики вне жидкости очень чёткие, мы видим, что свет идёт от окна, так как само окно в стакане и отражается. На дне блики размыты, «тонут» в вине.
![](i/26_05.jpg)
Для белого вина используем белый, охру, жёлтый, а в центре стакана весьма тёмные цвета, вплоть до чёрного, потом вбивая его в бумагу белым или смешивающим карандашом.
![](i/26_06.jpg)
![](i/26_07.jpg)
Проходимся ещё раз белым для отблесков стекла. Штрихи по форме бокала.
![](i/26_08.jpg)
Бокал без жидкости мы уже рисовали. Снова начинаем с бликов, потом по форме бокала штрихуем переходы от тёмно-серого к светлому. Добавьте немного цвета – бежевого или розоватого.
![](i/26_09.jpg)
![](i/26_10.jpg)
Донце самое тёмное.
![](i/26_11.jpg)
Лимон начинаем рисовать со светлых участков и сразу же обозначаем его отражение в тарелке.
![](i/26_12.jpg)
![](i/26_13.jpg)
![](i/26_14.jpg)
Вспомним, что металл имеет контрастные светлые и тёмные блики, отражает предметы находящиеся рядом.
![](i/26_15.jpg)
![](i/26_16.jpg)
Булка заслуживает особого внимания. Корочка переходит от почти белого в коричневато-охристому. Штрихуем, разглаживаем и сверху по гладкому слою рисуем коричневым неровности корки. В мякише серым и охрой рисуем вмятины, немного осветляем белым.
![](i/26_17.jpg)
![](i/26_18.jpg)
Рисуем металлический сосуд, не забывая об отражении жёлтого лимона.
![](i/26_19.jpg)
![](i/26_20.jpg)
Тёмную скатерть начинаем штриховать с края стола – он светлый. Посмотрите, как лежит на столе шелк или атлас. Основные цвета – окра, сепия, сангина, немного тёмно-коричневого. Штрихи наносим так, как лежат нити ткани – крест накрест.
![](i/26_21.jpg)
![](i/26_21a.jpg)
![](i/26_22.jpg)
Классические картины маслом пишутся сразу, они проступают как фотография. Так художник следит за общим колоритом. С карандашом такое трудно сделать. Поэтому колорит картины приходится держать в голове. После того, как все предметы нарисованы, кое-где можно подправить формы, увеличить контраст, усилить блики.
![](i/26_23.jpg)
Фон должен иметь плавные переходы, скомбинируем карандаш с пастелью и углем. Оттенки серого очень тонкие, добавляем к углю совсем немного цвета.
![](i/26_24.jpg)
Тему можно развить, пробуя варианты с разными предметами и большим количеством деталей.
16.03.2012. Даша Ревина