Урок 29. Ритм и орнамент
Ритм в изобразительном искусстве встречается на каждом шагу. Ритм – есть упорядоченное повторение. Орнаменты на коврах, салфетках, одежде, мебели – это ритм. Ритм есть в живописных работах: в колоннах храмов и в группах людей.
![хохломской узор](i/29_01.jpg)
Хохломской узор
![Василий Суриков. Утро стрелецкой казни](i/29_02.jpg)
Василий Суриков. Утро стрелецкой казни
Здесь при большом количестве народа, на первый взгляд смешавшегося в толпу, есть его разделение на группы. У силуэтов башен тоже есть ритм.
![Клод Лорен. Отплытие Святой Паулы в Остию](i/29_03.jpg)
Клод Лорен. Отплытие Святой Паулы в Остию
Ритм в уходящих в даль зданиях с колоннами.
Я предлагаю снова немного поиграть, как на курсе арт-терапии. Можно взять маркер и бумагу, но лучше будет, если Вы вырежете из чёрной бумаги простые геометрические фигуры. Раскладывайте их на белом листе в разном порядке. Почему чёрное и белое? Монохромность не будет отвлекать от расположения.
Вначале выстройте фигуры в одну линию. Попробуйте разные варианты.
![](i/29_04.jpg)
![](i/29_05.jpg)
![](i/29_06.jpg)
Добавьте вторую, следя за сочетанием.
![](i/29_07.jpg)
Теперь можно добавить немного цвета в качестве акцента.
![](i/29_08.jpg)
![](i/29_09.jpg)
В чём-то это похоже на музыку: ритмичные элементы накладываются друг на друга. М. Чюрлёнис уловил эту связь живописи и музыки и писал ритмично-гармоничные картины
![Микалюс Чюрлёнис. Фуга](i/29_10.jpg)
Микалюс Чюрлёнис. Фуга
![Микалюс Чюрлёнис. Ангел, прелюд](i/29_11.jpg)
Микалюс Чюрлёнис. Ангел, прелюд
![](i/29_12.jpg)
Орнамент может иметь зеркальную симметрию, когда исходный рисунок отражается.
![](i/29_13.jpg)
Или радиально-лучевую, когда рисунок поворачивается вокруг точки. Обычно за основу берут 1/8 (или1/4) круга, создают часть орнамента, а потом поворачивают.
![](i/29_14.jpg)
К слову о ритме в пейзаже. Очевидное упорядоченное повторение чаще является делом рук человеческих: шпалы, колонны, деревья в парке. В природе ритм не всегда заметен. Но обратите внимание, что деревья часто растут группами, а ветки на них имеют тоже некий порядок. Поэтому в композиции ищите такую расстановку объектов, чтобы пейзаж не был однообразным или, напротив, слишком беспорядочным.
![](i/29_15.jpg)
![](i/29_16.jpg)
12.05.2012. Даша Ревина