Понятие о вегетарианстве



Вегетарианство (от лат. «вегетариус» — растительный) — это система питания, основанная на продуктах растительного происхождения. С одной стороны, приверженцы вегетарианства убеждают в том, что естественной пищей челоиека являются растительные продукты, которые имеют исключительную ценность в питании и приносят особую пользу его организму. С другой стороны, вегетарианцы настаивают на необходимости употребления только растительной пищи по религиозным, философским и иным сообраражениям вне зависимости от физического воздействия такого питания на организм человека.

Диеты всех видов вегетарианства допускают любые способы приготовления пищи, включая тепловую кулинарную обработку. В этом заключается принципиальное отличие вегетарианства от диет витарианизма — учения об употреблении только сырой вегетарианской пищи.

Между последователями разных видов вегетарианства идут постоянные споры о преимуществах избранных ими диет. Веганы, называемые также старовегетарианцами, настаивают на соблюдении чистоты вегетарианства — исключении из питания всех животных продуктов. «Младо-вегетарианцы» придерживаются молочно-растительного или молочно-яично-растительного питания, но первые выступают против вторых, считая яйца зародышем будущей жизни птиц.

На заметку!

В буквальном смысле слова вегетарианство отвергает все продукты животного происхождения. Однако существует три вида вегетарианских диет:

  • Веганство - строго вегетарианская диета. Включает фрукты, ягоды, овощи, зерна, бобовые, орехи, семена. Исключаются мясо животных и птиц, рыба и морепродукты (крабы, креветки и др.), яйца птиц, молоко и молочные продукты, а в некоторых случаях даже мед.
  • Лактовегетарианская диета (от латинского «лактис» - молоко). Включает любую растительную пищу, молоко и молочные продукты.
  • Лактоововегетарианская диета («ово» - от латинского «овум» - яйцо). Включает любую растительную пищу в сочетании с молоком, молочными продуктами и яйцами птиц. Редким вариантом является ововегетарианская диета, при которой допустима растительная пища и яйца птиц.

Вегетарианство как особая система питания попало в Европу в древние времена, скорее всего из Азии, от буддистов, зороастрийцев, брахманов-индуистов. Известно, что уже в 4 — 5-м тысячелетиях до нашей эры священнослужители Древнего Египта не употребляли мяса. Свой вклад в обоснование вегетарианства внесли ученые Древней Греции — Пифагор, Сократ, Платон, Плутарх, Гиппократ и др. Вегетарианское питание было обычным явлением среди христианских аскетов и отшельников древности и средних веков.

Необходимость вегетарианства обосновывалась чаще всего религиозными и морально-этическими причинами. Например, Пифагор (VI в. до н. э.) и его последователи верили в переселение душ. Они не ели мясо животных, опасаясь побеспокоить обитающие в них души людей. Кроме того, в учении Пифагора была заповедь «не убивать и не вредить невинным животным». Однако пифагорийцы иногда употребляли мясо животных, приносимых в жертву богам.

В Европе новый интерес к безмясному питанию возник и эпоху Возрождения (XIV —XVI в.). В 1847 г. в Лондоне было создано общество, члены которого впервые назвали себя вегетарианцами. Интересовались вегетарианством (вганством) в основном пуритане — сторонники религиозно-политического движения, которое проповедовало строгий образ жизни, мирской аскетизм. В 1867 г. в Германии было организовано объединение вегетарианцев — Союз за естественный образ жизни, который утверждал, что человек через растительную пищу получает здоровье и чувство покоя в единении с животным миром и природой. В начале XX в. из ряда подобных объединений возник Немецкий союз вегетарианцев.

Долгое время вегетарианцев либо считали сектантскими группами, либо называли «портящими аппетит пожирателями зерна». Но постепенно вегетарианство прорвало границы общественного непонимания, и в настоящее время в десятках стран имеются общества вегетарианцев, а вегетарианские диеты получили широкое распространение. В 1950 г. н США был создан Международный союз вегетарианцев. Издается немало журналов, посвященных разным аспектам вегетарианства: в США — «Голос вегетарианца» и «Ахимса» (ненасилие над живыми существами), в Англии — «Веган» и «Вегетарианец» и т. д.

В России первые вегетарианские общества были созданы в начале XX в. и просуществовали некоторое время после революции. Но в 1930-х годах они были ликвидированы, так как морально-этические и религиозные убеждения части сторонников вегетарианства вошли в противоречие с идеологией и практикой насилия (раскулачивание крестьян, массовые репрессии и т. д.) и воинствующего атеизма тех лет. В идеологическую кампанию была втянута и наука, которая в те времена была разделена на пролетарскую (социалистическую) и буржуазную. Например, в 1932 г. в редакционной статье журнала «Вопросы питания» было написано о том, что буржуазная наука с поразительным цинизмом и усердием пытается доказать вред «излишеств» в питании для трудящихся, «обосновать» преимущества гороха перед мясом, картофеля перед другими продуктами и вегетарианской пищи по сравнению с мясной. Статья заканчивалась словами: «Буржуазная наука о питании разлагается и гниет».

Это важно!

Результатом подобных перегибов стали советские нормы питания, которые по количеству животного белка и мяса превышали нормы других стран, но для подавляющего большинства населения СССР никогда практически не выполнялись. Эти давно устаревшие нормы до сих пор критикуют сторонники нетрадиционного питания, но с позиций «все наоборот»: минимум животного белка или лучше совсем без него, горох лучше мяса, вегетарианство - идеальное питание. С позиций современной науки о питании истина, как это часто бывает, лежит посередине указанных крайностей.

Вегетарианское общество вновь было создано в СССР в 1989 г., а в 1992 г. возникло Вегетарианское общество России с Медицинским научно-практическим центром и Центром этичного отношения к животным.

Следует подчеркнуть, что к вегетарианству не относится вегетарианская направленность питания, когда диеты включают даже небольшие количества рыбы, а тем более мяса животных и птиц. Однако наметилось создание новых терминов, далеких от истинного вегетарианства, например «полувегетарианская диета». Последняя включает растительную и молочную пищу, яйца, рыбу (обычно) и птицу, но исключает красное мясо животных. Эта диета в последние годы стала модной в Европе и Северной Америке. Но питание подобного типа правильней обозначать как псевдо (ложно) вегетарианскую диету.

Народной артистке СССР Ф. Г. Раневской принадлежит шутливая и меткая фраза: «Против кого дружите?» Можно сказать, что все вегетарианцы «дружат» против мяса и рыбы. Однако критические стрелы вегетарианцев направлены главным образом на мясо животных, птиц, а рыба как пищевой продукт часто остается в стороне. Например, вегетарианцем считал себя известный американский художник Р. Кент. Вот как он писал об этом: «Я продолжал эксперимент, чтобы выяснить, действительно ли человеку необходимо пожирать себе подобные существа, и, несмотря на запугивания врача, был жив... Я просто ел овсянку, картофель, рис и бобы, томаты и — тут я сознаюсь в грехе — омаров и рыбу, масло, молоко и яйца, так как я не знал, что обречен на верную гибель, я чувствовал себя отменно хорошо». Но Р. Кент иронизирует напрасно: на гибель, питаясь таким образом, он обречен не был, как и не был он истинным вегетарианцем.

Терпимое отношение некоторых вегетарианцев к рыбе и рыбопродуктам имеет свои корни. В Древней Греции поэт Элиан писал: «Если кто любит рыбу больше других кушаний, того народ превозносит похвалами как человека благородного, а кто охотнее употребляет мясную пищу, того считают за низкого».

Причины этого подхода к рыбе раскрывает древнегреческий писатель и историк Плутарх. Он утверждет, что в отличие от мяса животных рыбу можно употреблять в пищу, так как рыбы, живущие в воде, чужды человеку. На животных, которые вдыхают тот же воздух и пьют ту же воду, что и люди, нельзя предъявлять особых прав и отнимать у них жизнь. Особое отношение к рыбе характерно для христианства вообще и его пищевых предписаний в частности (см. ниже).

Без ссылок на имя Л. Н. Толстого редко обходятся книги, пропагандирующие вегетарианское питание. Следует указать, что великий писатель был лактоововегетарианцем. Толстовцы — последователи морально-этических воззрений писателя придерживались такого же питания или добавляли в диету рыбу.

В. В. Похлебкин в книге «Кушать подано» на основе исторических материалов и произведений Л. Н. Толстого так представил типичный обед толстовца: грибы соленые, сельдь, пирог с горохом, тюря (квас, хлеб, лук и растительное масло), рыба отварная с отварным картофелем, ржаной хлеб, чай с медом. Как видно из перечня блюд, при вегетарианской направленности питания толстовцев рыба занимала в нем солидное место. Следовательно, для толстовцев характерно безмясное, а не вегетарианское питание.

Отметим, что в начале 20-х годов нашего века существовало Московское вегетарианское общество имени Л. Толстого и возникли сельскохозяйственные артели — коммуны, члены которых не употребляли мясной пищи и алкогольных напитков. В 1928 г. толстовцы были объявлены советской властью «самой вредной сектой», начались их массовые аресты и ссылки.

Для каждого вида диет нетрадиционного питания характерно свое учение. Более сложным является вопрос о вегетарианстве, так как причины и мотивы этого вида питания разнородны.

Вегетарианское питание бывает вынужденным в силу социально-экономических причин и добровольным. Для последнего существуют разные обоснования, а именно:

  • религиозные;
  • морально-этические;
  • историко-биологические;
  • медико-профилактические (оздоровительные).

Следует выделить и вынужденно-добровольное вегетарианство — по показаниям при лечении некоторых заболеваний.

Распространенность добровольного вегетарианства в странах Европы неодинакова: чаще оно встречается в Англии, Германии, Нидерландах, скандинавских странах, реже — в странах Восточной Европы, Франции, Греции, Португалии. Например, в Германии не менее 1 % взрослых жителей придерживаются вегетарианских диет. Среди добровольных вегетарианцев немало людей, склонных к натуропатии и отказу от рекомендаций официальной (научной) медицины.