Правила йоги по приему пищи и режиму питания
В обобщенном виде можно выделить следующие три главных правила йоги по приему пищи.
- Принимать пищу только при чувстве голода, а не аппетита на привлекательные продукты и блюда. Йоги не рекомендуют раджастическую пищу, так как она не только способствует возникновению житейских страстей и желаний, но и возбуждает аппетит. Если человек действительно голоден, то он будет есть простую, саттвическую пищу.
- Не съедать все желаемое количество пищи и тем более не переедать. После еды часть желудка должна останешься свободной от пищи. При переедании человек перегружает весь организм, что затрудняет психическую и физическую деятельность, в том числе овладение хатха-йогой. Это правило умеренности в еде не следует превращать в отмеривание каждого кусочка пищи. Лучший способ оценки степени наполнения желудка — это встать из-за стола с ощущением желания еще что-то съесть. Это чувство обычно быстро проходит. Однако занимающихся хатха-йогой вовсе не призывают жить впроголодь, «бичуя тело, чтобы взыграл дух». Отметим, что в Индии среди достигших последних ступеней раджа-йоги, встречаются очень худощавые люди, но среди наставников школ хатха-йоги немало упитанных людей.
- Есть медленно и спокойно, проглатывая пищу лишь после ее тщательного разжевывания. Некоторые последователи йоги пишут, что «йоги рекомендуют пережевывать пищевой комок 30, 40, 50 раз и более». Однако такие «задания» могут превратить еду в упражнения, а процедуру подсчета — в навязчивую идею. Важно другое: пищевой комок должен быть измельчен, увлажнен слюной и хорошо разжеван. По образному выражению йогов, «нужно пить твердую пищу и пережевывать жидкую пищу». В этих словах несомненное преувеличение, но есть и рациональное зерно. Твердую пищу при разжевывании желательно довести до консистенции сметаны. Молоко или соки плодов и овощей нельзя сразу же проглатывать: надо их пить маленькими глотками и задерживать во рту, перемешивая языком. При медленной еде в процессе жевания несколько изменяется вкус пищи, особенно крахмалистой (хлеб, каши, картофель и др.), и тогда можно почувствовать новые приятные ощущения. К преимуществам медленной еды относится и то, что насыщение наступает уже после относительно небольшого количества пищи. Наконец, согласно йоге, неторопливая еда способствует лучшему извлечению жизненной энергии (праны) из пищи. Разумеется, при этом имеется в виду саттвическая пища.
В некоторых отечественных книгах, посвященных хатха-йоге, в правилаx приема пищи йогов «внедрены» принципы раздельного питания по Г. Шелтону. Даже с учетом различных школ йоги эти рекомендации не имеют никакого отношения к йогическим диетам.
В древней классической йоге отсутствуют указания о частоте приемов пищи в течение дня. Рекомендации современной йоги по этому вопросу выглядят следующим образом:
- частота приемов пищи зависит от склонностей и привычек каждого человека, главное, чтобы он придерживался йоговских принципов питания в целом;
- целесообразно 3- или 4-разовое питание (последнее рекомендуется прежде всего больным людям);
- при отсутствии аппетита можно пропустить один или даже два приема пищи, заменив их сырой водой или соками плодов и овощей;
- завтракать следует не тотчас же, встав с постели, а ужинать надо не позже чем за 2 ч до сна. Многие руководства по йоге рекомендуют завтрак через 2 часа после пробуждения после определенных физических упражнений.
Йога и голодание
В йоге предусмотрены два подхода к полному воздержанию от пищи, т. е. голоданию: для тех, кто занимается хатха-йогой и для тех, кто овладевает раджа-йогой. В первом случае воздержание от пищи проводится в течение суток не чаще одного раза в неделю. Во втором случае возможно и практикуется длительное голодание — в течение 2 — 4 недель и более. Цель воздержания от пищи в обоих случаях одинакова: способствовать физическому, психическому и духовному очищению организма, самообузданию тела, ума и души. Однако голодание свыше 30 дней проводится фактически только в духовных целях теми, кто осваивает или уже освоил последние ступени йоги — раджа-йогу. Длительное голодание (даже в течение 2 — 3 недель) йоги не рекомендуют проводить без гуру — учителя, наставника, специалиста по йоге. Конечно, настоящие йоги, тем более аскеты, отшельники, самостоятельно осуществляют длительное голодание.
Обязательным условием любого по длительности голодания является ежедневное потребление не менее 10—12 стаканов сырой воды, чтобы не произошло самоотравления организма продуктами обмена веществ, которые при голодании должны выводиться с водой через почки, кожу, легкие и кишечник. Поэтому для занимающихся хатха-йогой необходимо сначала освоить методику обильного потребления воды (см. ниже) и только потом приступать к голоданию. К последнему следует привыкать постепенно: сначала один раз в месяц, в следующем месяце — три раза — по одному разу в декаду, и, наконец, с четвертого месяца можно приступить к регулярному еженедельному голоданию. Отметим, что в некоторых руководствах по хатха-йоге воздерживаться от пищи рекомендуется только 1 — 2 дня в месяц.
Накануне дня голодания желательно увеличить потребление сырых овощей, фруктов, орехов, проросшего зерна для обеспечения нормальной работы кишечника в день воздержания от пищи. На следующее утро после голодания рекомендуются только сырые овощи и фрукты, которые надо особенно тщательно пережевывать. Последующие приемы пищи — как в обычные дни.
Одни последователи йоги рекомендуют в день голодания очистку желудка и кишечника по принятым в крийя-йоге методам (см. след. главу), другие не настаивают на таком очищении. Эти противоречия являются отражением разных школ хатха-йоги.
В день воздержания от пищи можно выполнять соответствующие физические (асаны) и дыхательные (пранаяма) упражнения. Желательно в этот день больше быть на свежем воздухе, на природе. Таким образом, воздержание от пищи — это только составная часть хатха-йоги, а не просто голодание само по себе.