Мстёрская миниатюра

Мстёрская миниатюра — народный промысел, вид русского народного творчества, возникший в посёлке Мстёра Владимирской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше.

История

Предысторией промысла были предметы из дерева, расписанные темперой и покрытые лаком: коробочки с орнаментом, лотки, кубышки. В XIV веке Мстёра наряду с Палехом и Холуем являлась одним из центров русской иконописи. К середине XVIII века появились так называемые «мелочные письма» — иконы с миниатюрными сценами и множеством деталей. В начале XX века с появлением хромолитографий в промысле наступил кризис. А после революции отпала необходимость в иконах.

Изготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью возникло в 1930-е годы после Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Первоначально бывшие иконописцы объединились в 1923 году в «Артель древнерусской живописи». В 1931 году образовалась артель «Пролетарское искусство», впоследствии ставшая фабрикой. Именно после выставки принято решение изготавливать коробочки из папье-маше. Живопись выполнялась темперными красками, приготовленными на основе яично-желтковой эмульсии. К 1950-м годам сложились основные особенности стиля. Яркими представителями мстерской лаковой миниатюры являются: А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, И. Н. Морозов, Н. П. Клыков, В. Ф. Галышев, И. И. Тюлин и И. А. Серебряков.

Мастера Мстёры работали в разных стилистиках: традиционной старообрадческой иконописи, голландской пейзажной, русской лубочной активно использовались персидские орнаменты. Художники намеренно избегали черного тона, поэтому предметы из Мстёры имели праздничный вид.

Изготовление

Последовательность приемов живописи аналогична иконописи. Сначала рисунок с помощью «припороха» переносится с кальки на крышку коробки. Затем производится «роскрышь» — нанесение композиции. После этого начинается детальная длительная «роспись». За ними следуют «плави» — приведение цвета к единству. Заканчивает письмо «бликовка» белилами либо творёным золотом. Готовая вещь покрывается шестью слоями прозрачного лака, сушится в печи и полируется.

Живопись имеет отвлечённый характер своеобразного панно. Характерная особенность Мстёрской живописи — ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Цветовая гамма — голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная. В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры.

В тематике преобладают русские сказки, бытовые сюжеты, исторические и архитектурные памятники.

Мстерская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Темами для нее служат фольклор, история, современность. Композиция миниатюр условна (ярусность построения, разномасштабность фигур, объединение разновременных событий). Живопись отличается стилизацией в трактовке форм, ярким декоративным колоритом. Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль "русских палат". Это отличает мстерскую миниатюру от палехской, композиции которой написаны на черном фоне.

В 1960-1970-е гг. мстерское искусство переживает творческий подъем. Художники вновь с обостренным интересом обращаются к традициям древнерусской живописи. Используя фольклорные сюжеты, мастера создают не просто иллюстрации к сказке, песне, былине, а самостоятельные композиции. Они чаще обращаются к героико-революционной тематике. По-новому (в единой композиции, а не отдельными клеймами) используется прием объединения нескольких эпизодов, более стилизованный пейзаж, живопись более плоскостна и декоративна.

Свыше 100 живописцев составляют творческое ядро современного объединения "Центр традиционной мстерской миниатюры". Художники нового поколения неизменно сохраняют верность традициям, проявляя при этом собственную творческую индивидуальность.

Характерная особенность Мстерской живописи - ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции.

В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры.

Действие в мстерских миниатюрах происходит на фоне сказочного гористого или среднерусского ландшафта, местного пейзажа.

При росписи шкатулок используются темперные краски.