Лаковая миниатюра

...

Русские народные художественные промыслы

Искусство народных художественных промыслов, уходящее своими корнями в глубь столетий и неразрывно связанное с историей народа, его трудом и бытом, — неотъемлемая часть современной советской культуры.

Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эру в истории человечества, создала условия для подлинного расцвета народного творчества. Одним из значительных явлений в развитии народных художественных промыслов стало создание таких центров миниатюрной лаковой живописи по изделиям из папье-маше, как Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй.

Используя богатые традиции древнерусской живописи, народные художники сумели не только сохранить лучшие из них, но и развить, обогатить их, наполнить свое искусство гражданским содержанием, отразить важнейшие исторические события современной эпохи. Наряду с произведениями на исторические и литературные сюжеты они создают произведения о Великой Октябрьской социалистической революции, о гражданской войне, о коллективизации и индустриализации страны, о подвигах советских воинов в Великой Отечественной войне. Многие из этих произведений вошли в золотой фонд советского искусства, стали своеобразной художественной летописью Страны Советов.

В наши дни народные художники в своих работах сохраняют и приумножают лучшие традиции и приемы живописи мастеров Палеха, Федоскина, Мстёры и Холуя. Их по-прежнему волнуют темы, раскрывающие величие подвига советского народа на полях сражений и в мирном созидательном труде.

Видное место в творчестве советских народных художников занимает, постоянно обогащаясь новыми сюжетными композициями, тема Великой Октябрьской социалистической революции. Одна из ярких работ этого цикла — миниатюра Н. Шишакова «Призыв вождя», повествующая о конкретном историческом событии: выступлении В. И. Ленина в апреле 1917 года на Финляндском вокзале Петрограда. В центре многофигурной композиции — образ вождя. Сосредоточенные лица рабочих, солдат, матросов, слушающих Ленина, выразительная пластика фигур, объединенных общим порывом, усиливающие этот ценростремительный ритм алые стяги — все подчеркивает революционную настроенность масс.

Революция свершилась, но борьба за Советскую власть продолжалась на фронтах гражданской войны. Рождение Красной Армии, ее легендарные победы до сих пор продолжают волновать и вдохновлять художников. К произведениям на эти темы, с присущими им романтизацией и символической обобщенностью образов, относятся и динамичная, полная героического пафоса миниатюра А. Костерина «За власть Советов», и песенно-лирическая работа Н. Лапшина «Дан приказ ...».

Молодая Советская республика, ее героическая Красна^ Армия отстояли завоевания Октября. Страна залечивала раны, нанесенные войной, голодом, разрухой. Перед советским народом встала задача коренной социалистической перестройки во всех областях: в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре. Новое время внесло новые темы и в миниатюрную живопись.

Первые субботники ... Новое отношение к труду, к общественной жизни ... Как праздник свободного коммунистического труда раскрывает эту тему в миниатюре «Кремлевский субботник. 1920 г.» художник А. Струнин. Женщина за рулем трактора — сюжет миниатюры Н. Наумова «Шаги века». Мажорность, праздничность настроения в этой работе создают и залитый солнцем пейзаж, и многоцветье костюмов. Строительство первого металлургического комбината в стране ... Используя сложную композицию, В. Седов в миниатюре «Магнитка» разворачивает перед зрителем последовательный рассказ о строительстве комбината — от закладки первого камня до первого выплавленного металла.

Когда в 1941 году мирный созидательный труд советских людей был прерван вероломным нападением на нашу страну немецко-фашистских захватчиков, весь советский народ, от мала до велика, поднялся на борьбу с врагом. Суровое военное время с его трудностями и героикой находит художественное отражение в творчестве многих живописцев. «Героика Великой Отечественной войны, — писал В. Пузанов, старейший мастер миниатюрной живописи Холуя, — дала нам богатый материал, всколыхнула всех художников, и они по велению сердца должны были показать силу и красоту русского человека, не щадившего своей жизни во имя счастья будущих поколений».

Глубоким психологизмом проникнуто произведение Л. Фомичева «От Советского информбюро». Автор строит его на принципе эмоционального контраста, противопоставляя ликующему цветению природы человеческую трагедию, уже пришедшую на родную землю. Художник А. Козлов в миниатюре «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.» решает тему войны по-своему: аскетичность цветовой гаммы, строгая простота композиционного построения подчеркивают суровую решимость советских воинов победить в смертельной схватке с лютым врагом. Динамична композиция В. Блинова «К великой Победе!»: стремительная женская фигура, олицетворяющая Родину-мать, как бы увлекает бойцов за собой, зовет на подвиг. И, пожалуй, не было ни одного художника, не отразившего в своем творчестве Парад Победы.

Так же увлеченно, ярко, жизнеутверждающе рассказывают народные художники о сегодняшнем дне страны, о радостном созидательном труде, о красоте нашей Родины.

Романтике комсомольских строек посвящены сочные, многокрасочные миниатюры «На БАМе» Н. Денисова и «На комсомольской стройке» П. Можаева. Лучшие традиции образной поэтической интерпретации окружающей действительности продолжает работа И. Балакина «Укрощение Енисея». Лирично многоплановое повествование В. Некосова о быте сегодняшнего села («Колхозные пахари»). Эпопею покорения космоса, от первых проектов К. Э. Циолковского до современных космических станций, отображает миниатюра А. Самохина.

Сегодня народные промыслы — это зрелые коллективы художников, творчество которых вносит весомый вклад в эстетическое воспитание советских людей. К ним с полным правом можно отнести слова Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева: «Социализм не только открыл трудящимся массам широкий доступ к духовным ценностям, но и сделал их непосредственными творцами культуры. Одно из ярких свидетельств того — необычный размах художественного народного творчества».