Понятие о раздельном питании



Раздельное питание — это отдельная, несмешиваемая еда разных по химическому составу продуктов, иными словами, это употребление некоторых продуктов только в разные приемы пищи и через определенные промежутки времени.

Раздельное питание основано на представлениях о совместимых и несовместимых продуктах, а также неблагоприятном влиянии на пищеварение и здоровье человека смешанной пищи. Истоки этих представлений восходят к древнем и средневековой медицине. Так, в трактатах индо-тибетской медицины «Чжуд-Ши» (VIII в.) и «Вайдурья-Онбо» (XVII в.) не рекомендуется совместное употребление молока с рыбой или ягодами, рыбы, яиц и меда с растительным маслом, простокваши с горохом, вином или медом, жареного мяса с грибами или горохом, масла с холодной водой и т. д. Однако указано на то, что люди молодые и с неиспорченным желудком могут без вреда есть подобные пищевые сочетания. Кроме того, любой человек, употребляющий пищу и питье в меру, может постепенно привыкнуть к любому питанию. В отличие от существующих в настоящее время принципов раздельного питания в тибетской медицине рекомендуется пить воду в начале, в середине и в конце еды.

В капитальном труде Авиценны (Абу Али ибн Сина) «Канон врачебной науки», написанном в XI в., сказано, что при употреблении разнообразной пищи человек съедает больше, чем при однообразной. Следовательно, у него больше риск съесть лишнее и стать тучным. Авиценна указывал на несовместимость некоторых продуктов, например кислого молока с редькой или мясом птиц, молока с рыбой и т. д.

Отметим, что не рекомендуемое Авиценной, как и индо-тибетской медициной, сочетание рыбы и молока противоречит давним традициям финской и эстонской кухни, где привычны блюда из этих продуктов, например молочно-рыбный суп.

В начале XIV в. итальянский врач Арнольд из Виллановы написал в стихах знаменитый «Салернский кодекс здоровья», в котором была такая рекомендация:

«Съешь после рыбы орех, сыр бери после мяса».

В средневековой Европе некоторые медики рекомендовали раздельное по дням питание, что нашло свое отражение в утопическом романе итальянского философа Д. Д. Кампанеллы «Город Солнца» (1602). В этой книге описана идеальная республика, где нет частной собственности и жизнь построена на основе естественных законов природы. Жители города Солнца «питаются согласно требованиям медицины. Пища непрерывно меняется трижды: один день они едят мясо, другой — рыбу, третий — овощи, а затем возвращаются снова к мясу, дабы не отягощаться и не изнуряться». В отличие от современных любителей делить продукты на вредные и полезные, жители города Солнца считали, что «ничего из того, что создано Богом, не является вредным, если только не употребляется в неумеренном количестве». Поэтому они ели плоды и овощи, мясо, рыбу, хлеб, масло, мед и пряности, пили молоко, соки и вино. Но обжорство и пьянство считалось позором. Таким образом, раздельное питание по Кампанелле означало не употребление одного продукта в течение дня, а только его преобладание в рационе.

Новый интерес к совместимым и несовместимым пищевым продуктам возник в конце XIX — начале XX вв., особенно в связи с увлечением разными вариантами вегетарианских диет. Появились новые рекомендации по сочетанием продуктов во время приема пищи. Например, в книге Н. В. Тарасова и Т. И. Бохановской «Сырая пища и ее приготовление» (1931) указаны следующие неподходящие сочетания продуктов: лиственные овощи — со сладкими фруктами, зерновыми продуктами, растительные масла — с животными жирами, молоко — с яйцами, сыром, коровьим маслом, после фруктов, напитки — с едой, белки растительные — с белками животными.

Отметим противоречивость рекомендации указанных авторов, например растительные и животные белки отнесены к неподходящим сочетаниям, но молочные продукты (источники животного белка) можно сочетать с большинством растительных продуктов. С другой стороны, В. В. Похлебкин (1980) считал несовместимыми с молоком все надземные овощи (салат, капуста, томаты и др.), а совместимыми с молоком — вареные корнеплоды: картофель, брюкву, морковь и др.

Примеров противоречивых указаний о раздельном употреблении тех или иных продуктов множество. В основе их лежит несовершенство уровня исследований, неверная трактовка наблюдений в связи с недостатком научных знаний.

Особое место в раздельном питании занимают теории и практические рекомендации, выдвинутые У. Хеем и Г. Шелтоном. Этих авторов можно считать основоположниками действующих в настоящее время подходов к диетам раздельного питания, хотя их рекомендации во многом не совпадают. Увлечение этими диетами в ряде стран, в том числе в России, а также их внедрение в другие виды нетрадиционного питания связаны с указанными именами, особенно с Г. Шелтоном.