Транспорт Испании



Испанская дорожная сеть в основном централизованная с 6 шоссейными дорогами, соединяющих Мадрид со Страной Басков, Каталонией, Валенсией, Андалусией, Эстремадурой и Галисией. Кроме того, скоростные шоссе проходят вдоль атлантического и средиземноморского побережий. За последние три десятилетия в Испании создана современная транспортная инфраструктура, а компании, которые её строили и обслуживают, превратились в крупнейших операторов данной сферы мирового хозяйства. Шесть из десяти предприятий с наибольшим числом концессий транспортной инфраструктуры в мире — испанские: ACS, Ferrovial, FCC, Abertis, Sacyr, OHL. Испанские технологии применяются в железнодорожных проектах Великобритании, метрополитенах Вашингтона и Мексики, управлении аэропортами Сиднея и Стокгольма. Испания является европейским лидером систем контроля авиаперевозок.

Первая железная дорога построена в 1848 году. Общая длина рельсового пути в 2004 году составляла 14781 км, из которых 8791 км электрифицировано.

  • Широкая колея (1665 мм) 11 829 км (электрифицировано на постоянном токе 3 кВ 6950 км)
  • Стандартная колея (1435 мм) 998 км (все электрифицированы на переменном токе 25 кВ)
  • Узкая колея (1040 мм) 1926 км (электрифицировано 815 км)
  • Узкая колея (914 мм) 28 км (все электрифицированы)

Испания в настоящее время имеет 1272 км высокоскоростных железнодорожных линий, связывающих Мaлагу, Севилью, Мадрид, Барселону и Вальядолид. Если амбициозная программа испанских высокоскоростных железнодорожных линий будет выполнена, к 2020 году Испания будет иметь 7000 км высокоскоростных железнодорожных линий, позволяющих добраться из провинции до Мадрида менее чем за 3 часа и до Барселоны в течение 4 часов. Бoльшая часть железнодорожной сети принадлежит государственной компании Administrador de Infraestructuras Ferroviarias de Espana (Adif), движение по железной дороге регулируется государственным учреждением RENFE. Также на данном рынке участвуют региональные компании (FEVE, FGC, Euskotren, FGV, SFM).

Метро есть в Барселоне, Мадриде, Бильбао, Малаге, Пальма-де-Мальорка, Севилье, Валенсии.

Испания находится на 4-м месте по объёму грузовых перевозок в ЕС на 2010 год. Перевозки грузов в контейнерах составили 112 млн тонн, что вывело Испанию на первое место по данному показателю. Наряду с Нидерландами, Бельгией, Румынией, Словенией и Болгарией Испания является страной с высокой долей транспортных перевозок за пределы ЕС. На 2010 год испанские порты Альхесирас и Валенсия вошли в рейтинг 20 крупных портов Европы по размерам грузового тоннажа. По объёмам туристических перевозок в рейтинг вошли порт Альхесирас и порт Пальма-де-Мальорка.

Аэропорты Испании подчинены общественной организации «Испанские аэропорты и аэронавигация» (Aeropuertos Espanoles y Navegacion Aerea (Aena)), которая в свою очередь подчинена министерству развития (Ministerio de Fomento de Espana). Согласно Закону об автономии Каталонии 2006 года три каталонских аэропорта были переданы в ведение Женералитета Каталонии, который ими управляет совместно с общественной организацией Aerocat. Аэропорт Мадрида с пассажиропотоком 50,8 млн в 2008 году — один из самых загруженных аэропортов в мире. Аэропорт Барселоны обслужил 30 млн пассажиров в 2008 году. Менее загруженные аэропорты находятся в Гран-Канария, Малаге, Валенсии, Севильи, Мальорке, Аликанте и Бильбао.

Испанскими авиакомпаниями являются: Air Europa, Air Nostrum, Air Pullmantur, Binter Canarias, Iberia LAE, Iberworld, Islas Airways, Vueling Airlines.

Испания намерена иметь миллион электромобилей к 2014 году, как часть плана правительства по экономии энергии и улучшению экологии.